5
Тема:
«Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Цели урока:
содействовать ознакомлению учащихся с правилами выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления, создать условия применения теоретических знаний на практике при решении задач;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления учащихся;
содействовать воспитанию самостоятельности при выполнении заданий.
развивать икт-компетенции
Оборудование:
компьютеры;
проектор;
экран;
интерактивный рабочий лист «Арифметические операции в позиционных системах счисления»;
презентация «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
Организационный этап (2 мин.)
Проверка домашнего задания (8 мин.)
Актуализация опорных знаний (2 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Первичная проверка понимания нового материала (7 мин.)
Закрепление знаний и способов действий (12 мин.)
Информация о домашнем задании (2 мин.)
Рефлексия и подведение итогов урока (2 мин.)
Ход работы
Содержание | Техника организации | |
1. Организа-ционный этап | Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Проверте свою готовность к уроку. | Проверка готовности класса к уроку |
2. Проверка домашнего задания | Ребята откройте свой интерактивный рабочий лист: https://docs.google.com/spreadsheets/d/179-W2DcnjF_a2MGIZuBQAo-7AtrGvPnpyvLA8oZk6l4/edit?usp=sharing Проверяем домашнее задание, выполните тест №1 Тест № 1 (https://docs.google.com/forms/d/1YXYaJ-geaWex1I4oOnGk2vDvXXzEI35u2aRB86XsxAc/edit) После теста сравниваем полученные результаты у всего класса по диаграммам Тест №2 (https://docs.google.com/document/d/1kDBjdtSbHRBBZzpqgLfhyhf_ycDZbx_4hkuGwEqR9IM/edit?usp=sharing или приложение №2) самостоятельно | Тест №1 и №2 в интерактивном рабочем листе
|
3. Актуализа-ция опорных знаний | Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Сегодня мы узнаем как сложение, вычитание, умножение деление выполняются компьютером. | Объявление темы урока |
4. Изучение нового материала | Арифметические операции в позиционных системах счисления Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным вам правилам. Сложение. Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел: 0 + 0 = 0, 0 + 1 = 1, 1 + 0 = 1, 1 + 1 = 10. При сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления, для двоичной системы счисления – большей или равной 2. Сложение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей сложения с учетом возможных переносов из младших разрядов в старшие. В качестве примера сложим в столбик двоичные числа 1010(2) и 111(2).
Проверим правильность вычислений сложением в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем их сложим. Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно. Вычитание. Рассмотрим вычитание двоичных чисел. В его основе лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел. При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначен 1 с чертой. 0 – 0 = 0, 0 – 1 = 1, 1 – 0 = 1, 1 – 1 = 0. Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей вычитания с учетом возможных заемов из старших разрядов. В качестве примера произведем вычитание двоичных чисел 1010(2) и 111(2).
Проверим правильность вычислений в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем из одного вычтем другое. Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно. Умножение. В основе умножения лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел: 0 0 = 0, 0 1 = 0, 1 0 = 0, 1 1 = 1. Умножение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с таблицей умножения по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя. В качестве примера произведём умножение двоичных чисел 1010(2) и 111(2).
Проверим правильность вычислений в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем их перемножим. Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно. Деление. Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления. В качестве примера произведём деление двоичного числа 1010(2) на10(2).
| Объяснение нового материала
Слайд презентации №2,3,4,5
|
5. Первичная проверка усвоения нового материала
| Выполните сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел 110(2) и 11(2). https://docs.google.com/drawings/d/1qiD2swG_XzJ3pKklWanwgNeNi-nGl9LdWrg-NjkNo7Y/edit?usp=sharing | Выполнение заданий самостоятель-но. Слайд презентации №6
|
6.Закрепление знаний и способов действий |
| Беседа с учащимися, выполнение практического задания у доски
|
7. Домашнее задание | Запишите домашнее задание:
1100001100(2)+1100011001(2) 1011010110(2)-1011001110(2) 1101100(2)* 1010011(2) 10001110011(2) : 10001(2) | Учащиеся записывают домашнее задание
|
8. Рефлексия и подведение итогов | Подведём итоги урока. Ребята откройте пожалуйста последнюю ссылки и выберете корабль. Отправьте корабль на нужную Вам планету. https://docs.google.com/drawings/d/1nu0YesTOgy2J3vJJr3mowjz2jfS30K7WK98kHvGVtz8/edit?usp=sharing Что нового мы сегодня узнали? Какие были затруднения? Оценки за урок будут выставлены в интерактивные листы. Спасибо за внимание. Урок окончен. | Учащиеся работают с интерактивным рисунком и отвечают на вопросы учителя |
В работе над уроком использованы материалы сайта https://ikthelp.ru/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyx-sistemax-schisleniya-9-klass