Тема урока: «Диаграмма»
Предмет: Информатика Класс: 8
Надейкина Марина Марьяновна, учитель технологии и информатики второй категории, МБОУ СОШ д. Ручьи Конаковского района Тверской области
Конспект урока.
Цель урока: Сформировать представление о диаграмме. Познакомиться с основными объектами диаграммы.
Задачи:
Образовательные:
— систематизировать и расширить знания учащихся о возможностях Excel на примере создания диаграмм;
— обеспечить усвоение учащимися понятия «диаграмма», этапов построения диаграмм;
— организовать деятельность учащихся по первичному закреплению полученных знаний.
Развивающие:
— развивать познавательные способности учащихся;
— развивать умения применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц;
— содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
Воспитательные:
— расширить кругозор учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека;
— воспитывать добросовестное отношение к труду.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний с элементами практикума.
Техническое обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, опорные карточки, карточки с рекомендациями, компьютеры учащихся.
Ожидаемый результат:
План урока:
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Постановка темы и целей урока
Объяснение нового материала
Первичная проверка понимания изученного, закрепление новых знаний.
Релаксация
Рефлексия
Закрепление
Домашнее задание
Подведение итогов урока
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||
Организа- ционный. | Приветствие. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. | | ||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | — Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? — Программа, в которой мы сейчас учимся работать, называется … (Excel) — Как она запускается? — Каковы элементы окна? — Для чего предназначены электронные таблицы? — Как обозначается ячейка в электронной таблице? — Что может находиться внутри ячейки? — Сколько клеток входит в диапазон А1 : В3? — С какого символа должна начинаться формула? | Ответы учащихся | ||||||||||||||||||
Постановка темы и целей урока | — Уверена, что вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока. (Создание диаграмм в Excel) — Сегодня на уроке мы с вами определим, что такое диаграмма и как ее создавать её в Excel. Итак, тема нашего урока «Диаграмма». Давайте сформулируем цели нашего урока: Сформировать представление о диаграмме. Познакомиться с основными объектами диаграммы. — Как вы считаете, где можно использовать диаграммы в жизни? | Записывают в тетрадь тему урока Формулируют цель урока Ответы учащихся | ||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
Прежде чем мы приступим обсуждению новой темы давайте вспомним о компьютерной графики и способах ее создания: растровая, векторная графика. Почти с момента создания ЭВМ появилась и компьютерная графика, которая сейчас считается неотъемлемой частью мировой технологии. Поначалу это была лишь векторная графика – построение изображения с помощью так называемых «векторов» — функций, которые позволяют вычислить положение точки на экране или бумаге. Например, функция, графиком которой является круг, прямая линия или другие более сложные кривые. Совокупность таких «векторов» и есть векторное изображения. С развитием компьютерной техники и технологий появилось множество способов постройки графических объектов. — Но для начала давайте вспомним, что обозначает термин «графический объект» (это либо само графическое изображение или его часть). В зависимости от видов компьютерной графики под этим термином понимаются как и пиксели или спрайты (в растровой графике), так и векторные объекты, такие как круг, квадрат, линия, кривая и т.д. (в векторной графике). Для дальнейшего рассмотрения проблемы постройки объектов с помощью векторной графики, нам необходимо вспомнить разницу между двумя основными видами компьютерной графики — растровой и векторной. Векторная графика — описывает изображения с использованием прямых и изогнутых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих цвета и расположение. П Рис.1. Пример векторной графики
При редактировании элементов векторной графики Вы изменяете параметры прямых и изогнутых линий, описывающих форму этих элементов. Вы можете переносить элементы, менять их размер, форму и цвет, но это не отразится на качестве их визуального представления. Векторная графика не зависит от разрешения, т.е. может быть показана в разнообразных выходных устройствах с различным разрешением без потери качества. Растровая графика — описывает изображения с использованием цветных точек, называемых пикселями, расположенных на сетке. Пример, изображение древесного листа описывается конкретным расположением и цветом каждой точки сетки, что создает изображение примерно также, как в мозаике. Рис.2. Пример растровой графики
П Одним из видов графики являются диаграммы. — Выясним, что же такое диаграмма? — Как вы понимаете, что такое диаграмма? Диаграмма — это объект электронной таблицы. Она предназначена для представления данных в графическом виде. Диаграмма – графическое представление числовых данных. — Где можно встретить диаграмму? — На какой основе мы можем построить диаграмму? (на основе данных, находящихся в одном столбце или в одной строке — ряд), т.е. перед построением диаграммы необходимо указать ряд. Для характеристики диаграммы служат следующие параметры:Имя – диаграмме дается имя, под которым она включается в состав электронной таблицы Область – ограничивает поле чертежа построения диаграммы. Размещение – диаграмма может размещаться на том же листе, что и таблица, либо на другом. Тип. Посмотрите в учебник стр. 117 рис. 4.3 — Какие типы диаграмм представлены на рисунке?
Наиболее распространенные диаграммы: Линейчатая (гистограмма)
круговая диаграмма, график (один или несколько) — Давайте разберем, из каких объектов состоит диаграмма? Посмотрите на стр.119 рис.4.4. — Ряд – данные, находящиеся в одном столбце или в одной строке — Ось – (параметры оси: вид, шкала, шрифт, число, выравнивание) — Заголовок – текст, задаваемый пользователем, который размещается, как правило, над диаграммой — Легенда – список названий рядов — Область построения – ограниченная осями область, предназначенная для размещения рядов данных. | Внимательно слушают учителя Ответы учащихся Предполагаемый ответ (графики) Запись в тетради определения диаграмма Ответы учащихся: (газеты, журналы, по телевидению) Запись в тетради определений: — параметры диаграмм Работа с учебником. Ответы учащихся: (линейчатая, график, круговая, смешанная, с областями, гистограмма) Работа с диаграммой «Увлечения» Ответы учащихся: ряд, ось, область построения, заголовок, легенда. | ||||||||||||||||||
Релаксация | Гимнастика для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз. | | ||||||||||||||||||
Изучение нового материала (продолже ние) | 2.Знакомство с технологией создания и форматирования диаграмм
| Работа с карточками: записать в тетрадь технологичес кие приемы создания и форматирования диаграмм. | ||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания изученного, закрепление новых знаний. |
| Работа с диаграммой «Увлечения» Ответы учащихся | ||||||||||||||||||
Рефлексия | — Ребята, а теперь давайте с вами вернемся в начало урока и еще раз вспомним, что мы с вами сегодня узнали нового. | Ответы учащихся | ||||||||||||||||||
Закрепление | На ваших столах лежат карточки с заданием: 1)Создайте таблицу успеваемости нескольких учеников по разным предметам. 2)Вам нужно восстановить алгоритм (последовательность) создания диаграммы 3)Отобразите эти данные на различных диаграммах. — Одновременно показываю на доске. 1) заносим данные в таблицу Excel 2) выделяем блок ячеек с данными, для которых надо создать диаграмму (с заголовком) 3) выполняем команду «Вставка диаграммы» 4) следуем шагам Мастера диаграмм — Итак, ваша задача теперь самостоятельно создать диаграмму, любую на ваш выбор. Пожалуйста, запустите программу Excel, введите данные и постройте диаграмму. | Выполняют задания учителя. Работа по карточке на компьютере Ответы учащихся Самостоятельная работа учащихся Показывают что получилось | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1.Прочитать материал о диаграммах в учебнике: Макарова Н.В. практикум 7-9 (6), тема 4.1., стр.114 – 119 2.Найти в газетах и журналах примеры диаграмм, вырезать и наклеить на картон. 3.Описать информацию, которая представлена на диаграмме | Записывают домашнее задание | ||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | .- Что нового узнали на уроке? — Какие типы диаграмм существуют? — Для чего нужны диаграммы? — Восстановите алгоритм (последовательность) создания диаграммы. Оцениваю работу учащихся, комментирую оценки, благодарю за активность. — Всем спасибо за урок! До свидания! | Ответы учащихся |
Список литературы:
1. Информатика 7 – 9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/под ред. проф: Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010 – 288 с.:ил.
2. Информатика. Методическое пособие для учителей 8 класс/под ред. проф: Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010 – 299 с.:ил