Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 87
Тракторозаводского района г.Волгограда
Урок информатики и ИКТ в 9 А классе по теме
«Двоичная система счисления«
Разработала и провела:
Никляева Е.А.
учитель математики и информатики
Дата проведения: 12.02.2014г.
2014
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Домашнее задание.
Подведение итога.
1. Организационный момент.
— Девиз нашего урока: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я пойму».
2. Изучение нового материала.
2.1 Сообщение темы урока.
— Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу «Табличные вычисления на компьютере». В этой главе речь пойдет об организации вычислений на компьютере. Тема сегодняшнего урока «Двоичная система счисления». Работать сегодня мы будем по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание и в течении 15 минут готовится выступать перед другими группами (класс делится на группы: 1, 2, 5 группа — более слабые ученики, 3,4 — сильные)
2.2 Работа в группах
Задание для 1 группы.
-Прочитать п.16, воспользоваться выходом в интернет и ответить на следующие вопросы:
-Что называется системой счисления?
-Чему равно основание системы?
-Какая система называется десятичной? двоичной?
— В какой системе счисления работает с числами компьютер?
-Назовите преимущества и недостатки двоичной системы.
Задание для 2 группы.
-Прочитать п.16 и ответить на следующие вопросы:
-Каков принцип записи чисел в десятичной системе счисления?
-Что такое развернутая форма записи многозначного числа?
-Выполнить практическую работу: записать в развернутой форме следующие числа: 45510, 238910, 500010.
Задание для 3 группы.
-Прочитать п.16 и ответить на следующие вопросы:
-Что такое развернутая форма записи двоичного числа?
-Как осуществляется перевод двоичных чисел в десятичную систему?
-Выполнить практическую работу: упр. 4 (1-2), стр. 100.
Задание для 4 группы.
-Прочитать п.16 и ответить на следующий вопрос:
-Как осуществить перевод десятичных чисел в двоичною систему?
-Выполнить практическую работу: упр. 5 (2-3), стр. 100.
Задание для 5 группы.
-Прочитать п.16 и ответить на следующий вопрос:
-Какие существуют правила двоичной арифметики?
-Выполнить практическую работу: упр. 6 (1-2), 7 (1-2), стр. 100.
3. Закрепление материала
— И так заслушаем выступление наших групп.
1 группа
Система счисления — правила записи чисел и связанные с этими правилами способы выполнения вычислений. Основание системы счисления равно количеству используемых в ней цифр. Если число цифр — десять, то основание системы счисления равно десяти. Такая система называется десятичной системой счисления. В двоичной системе существуют всего две цифры: 0 и 1. Основание равно 2. Компьютер работает с числами в двоичной системе. Двоичную систему проще реализовать техническими средствами, чем десятичную.
2 группа
Значение цифры в записи десятичного числа зависит не только от самой цифры, но и от места расположения этой цифры в числе (говорят: от позиции цифры). Например, в числе 333 первая цифра обозначает три единицы, следующая — три десятка, следующая — три сотни. Этот факт можно выразить равенством: 33310=3·102+3·101+3·10=300+30+3
Практическая работа, у доски:
45510=4·102+5·101+5·10=400+50+5
238910 =2·103 +3·102+8·101+9·10=2000+300+80+9
500110=5·103 +0·102+0·101+1·10=5000+0+0+1
3 группа
Вес каждой следующей цифры в двоичном числе при продвижении справа налево возрастает в 2 раза. Развернутая форма записи двоичного числа — это его представление в виде степеней двойки, умноженных на 0 или на 1. Развернутая форма записи двоичного выглядит так: 1101012=1·25+1·24+0·23+1·22+0·21+1·2=53
Практическая работа, у доски:
1012=1·22+0·21+1·2=5
111012=1·24+1·23+1·22+0·21+1·2=29
4 группа
Существует несколько способов перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
1 способ: для этого нужно суметь разложить десятичное число на слагаемые, представляющие собой степени двойки.
1510=8+4+2+1=1·23+1·22+1·21+1·2=11112
2 способ: данное десятичное число делим на 2. Полученный остаток — это младший разряд искомого числа. Полученное частное снова делим на 2, полученный при этом остаток — это следующий разряд искомого числа. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше двойки. Это частное — старшая цифра искомого числа.
2 2 2 2 2
| 1 1 1 |
37=1001012
Практическая работа, у доски:
2) 710=4+2+1=1·22+1·21+1·2=1112
2 2
| 1 1 1 |
710=1112
3) 1710=16+1=1·24+1·2=100012
2 2 2 2
| 1 1 |
1710=100012
5 группа
0+0=0 0×0=0
0+1=1 0×1=0
1+0=1 1×0=0
1+1=10 1×1=1
Практическая работа, у доски:
112+12=1002 1112×102=11102
1112+12=10002 1112×112= 101012
4. Домашнее задание.
п.16, закончить упр. 4, 5, 6, 7 стр. 100
5. Подведение итога, выставление оценок.
Метод обучения: частично — поисковый
Форма урока: групповая
Цели:
Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала.
Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;
Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности, умение работать в группах.
Оборудование: компьютер, выход в интернет.