Тема урока: Двоичное кодирование звуковой информации.
Цель: изучение природы звука, его характеристик, способов кодирования звука в компьютере.
Задачи:
Повторить понятие звука, характеристики звука.
Познакомиться с оборудованием, необходимым для записи и воспроизведения звука.
Изучить формы представления звука: аналоговую и цифровую. Изучить основные форматы представления звуковых файлов.
Изучить формулы для расчета объема цифровых аудиоданных.
Научить пользоваться звуковым редактором для записи и редактирования звука.
Овладеть навыками использования простейшего звукового редактора для записи и редактирования звука.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Какие виды информации вы воспринимаете? СЛАЙД 1 (Ответ: числовая, текстовая, графическая, звуковая).
3. Прослушивание 2-х звуковых файлов, подведение к теме урока.
Предлагаю прослушать 2-х звуковых файла (отрывки из известного музыкального произведения) с различной частотой дискретизации: 1) 01.wav (44.1 кГц); 2) 02.wav (8 кГц). Отрывок из какого произведения сейчас прозвучал? («Лунная соната», Бетховен). Какие различия заметили? Почему? Сегодня на уроке мы ответим вопрос: от чего зависит качество звучания звуковых файлов. Тема урока: «Двоичное кодирование звуковой информации».
У вас на столах лежат конспекты, возьмите их, пожалуйста, и посмотрите. Вы обнаружите пустые поля. Во время работы их необходимо заполнять. В результате получится опорный конспект, который дома можно использовать для подготовки к следующему уроку. Давайте разберем понятия, составляющие тему урока:
• двоичное кодирование – что это?( Ответ: преобразование информации в двоичные коды) Где используется? (Ответ: в компьютерной технике)
• звуковая информация – из курса физики вспомните: что такое звук? Какие характеристики он имеет? (механическая волна, имеющая характеристики амплитуду колебания и частоту колебания) СЛАЙД 2
4. Разбор графической задачи с помощью демонстрации
Из курса физики вам известно, что звук представляет собой механическую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой. Чем выше амплитуда, тем громче звук, чем меньше частота, тем ниже тон.
— Определите звук , изображенный волной какого цвета, громче? (Ответ: красный)
— Определите звук, изображенный волной какого цвета, выше? (Ответ: синий) СЛАЙД № 3
Компьютер – устройство цифровое, поэтому непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в последовательность электрических импульсов (нулей и единиц). Для этого плоскость, на которой графически представлена звуковая волна, разбивается на горизонтальные и вертикальные линии. Горизонтальные линии – это уровни громкости, а вертикальные – количество измерений за 1 секунду или частота дискретизации (Гц). Такой способ позволяет заменить непрерывную зависимость на дискретную последовательность уровней громкости, каждой из которых присваивается значение в двоичном коде.
СЛАЙД 4
— Сколько бит информации отводится на кодирование одного уровня громкости? (Ответ: три бита)
— Сколько измерений произвели? (Ответ:12)
—Запишите коды уровней громкости при каждом измерении. (Ответ: 011 101 101 101 100 011 010 001 001 010 100 110)
В компьютерной технике кодируются уровни громкости. Чем больше бит отводится на кодирование одного уровня громкости , тем качество звука лучше.
Качество звука также зависит от количества измерений за 1 секунду.
5. Решение задач. Установление причин потери качества закодированного звука.
СЛАЙД 5
Количество уровней громкости выражается глубиной звука – количество бит, используемых для кодирования одного уровня.
СЛАЙД 6 Один ученик (остальные на местах в опорном конспекте) у доски заполняет пустые поля.
СЛАЙД 7
| |
Самостоятельная работа. Провести аналогичное двоичное кодирование с параметрами: частота дискретизации 5 Гц и глубина звука 3 бита (для рисунка 6). (Ответы: результат кодирования: 011 100 100 011 011, информационный объем V = 15 бит) Проверка самостоятельной работы СЛАЙД 8 |
|
6. Исследование. От чего зависит качество звука?
Любая теория обязательно должна быть проверена на практике. Для этого проведем оцифровку человеческой речи (пригласить ученика, запустить программу звукозаписи.). Ученик читает текст. Производится запись и последующее воспроизведение с частотой дискретизации 8 кГц и 44.1 кГц. Далее сравниваются информационные объемы и качество звучания. Как частота дискретизации влияет на качество звучания? Подтвердили мы теоретически сделанный вывод? С какого носителя в домашних условиях возможно получить качественное звучание? (Ответ: музыкальный компакт-диск).
Заполнить таблицу:
Параметры качественного звука:
Качественный звук | Для кодирования речи | |
Частота дискретизации (Гц) |
|
|
Глубина звука (Бит) |
|
|
(Ответы: 44.1 кГц, 16 бит – качественное звучание; 8 кГц, 8 бит – достаточное для передачи речи.) СЛАЙД 9
7. Практическая работа .
Задание: Создать аудиофайл с записью речи (начитать отрывок из учебника – 1 абзац около 300 знаков). Открыть файл с мелодией, уменьшить громкость звучания до такой степени, чтобы мелодия могла служить фоном для речи.
План работы:
Запустить приложение «Пуск – Программы – Стандартные – Развлечения – Звукозапись.»
Проверить подключение микрофонов с наушниками.
На Панели задач открыть «Регулятор громкости», выбрать в окне команду «Параметры – Свойства», установить переключатель на режим записи. Проверить отображение регулятора громкости микрофона (флажок поставлен).
Вернуться к окну программы «Звукозапись». Приготовиться к записи речи. Учащимся объяснить назначение кнопок «запись» и «стоп». Записать речь. Сохранить файл на диске «текст.wav» в рабочей папке. Определить длительность звучания файла в секундах.
Открыть заранее приготовленный учителем файл с мелодией. Прослушать мелодию, при необходимости с помощью команды «Эффекты – Уменьшить громкость» (возможно неоднократное применение) привести громкость мелодии до приемлемого уровня. При необходимости можно установить временной ползунок и удалить до текущей позиции кусок медлодии (меню «Правка»), аналогично можно отрезать часть файла в конце записи. Оставить звуковой файл такой длительностью, какова она у записи с речью.
Поставить временной ползунок на начало мелодии (!), затем выбрать «Правка – Смешать с файлом», выбрать файл «текст.wav» (запись речи). В результате получаем смикшированный файл, содержащий речь, фоном для которой является мелодия.
Сохранить полученный аудиофайл в формате wav под другим названием. Далее сохранить файл в формате mp3 (MPEG Layer3) (Сохранить как …, с помощью кнопки «Изменить» выбрать формат MPEG Layer3. Задать атрибуты, например, 48000 Гц, 128 Kbps (Кбит/сек)).
8.Рефлексия. Давайте подытожим: что нового сегодня на уроке вы узнали; чему научились; будут ли знания вам полезны?
9.Домашнее задание.
Обязательное задание: 1) параграф 2.5, стр. 111 учебника Угринович Н.Д., ответьте на вопросы; 2) Задача: какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 минуты?
Задание по выбору: Создать аудиофайл: текст стихотворения любимого поэта и подбор музыки соответствующего фона.
10. Подведение итогов.
Безусловно, оценка качества звучания – во многом субъективна и зависит от нашего восприятия. Компьютер, так же как и человек, кодирует звуковую информацию с целью хранения и последующего воспроизведения. Подумайте, а в чем разница между звуковой информацией, хранимой в памяти ПК и в памяти человека? (Ответ: у человека процесс кодирования звука тесно связан с эмоциями).
Таким образом, компьютер хранит звук, а человек музыку!!! Музыка — единственный язык, на котором душа говорит с душою (Бертольд Авербах). Она может поднять в небеса, пробудить чувства, сковать разум и вселить страх. Для каждого человека музыка своя. Какие эмоции или ассоциации вызывает у вас «Лунная соната»?…
Теплый взгляд любящего человека, нежное касание материнской руки, а теперь возможно, что эти чарующие звуки будут напоминать вам и об уроке информатики. Все это, согласитесь, недоступно цифровому двоичному коду.
И прав был Норберг Винер, призывая отдать машине – машинное, а человеку – человеческое.