Открытый урок по информатике
в 6 классе по теме
«Единицы измерения информации»
Цель урока: создать условия для систематизации знаний учащихся о представлении информации в памяти компьютера, дать представление о единицах измерения информации, сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков.
Задачи:
Выяснить, с помощью каких единиц измеряется информация;
Научиться структурировать текстовую информацию с помощью маркированных списков.
Организационно-мотивационный этап
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока
Актуализация знаний
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Предметные: проверка выполнения домашнего задания; актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
Цель этапа:
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися;
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения;
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы;
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: единицы измерения информации;
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.
Слово учителя:
Ребята, давайте проверим дз в РТ № 34-35 на стр. 29-32. На слайде даны две схемы выполнения задания. Презентация: Слайд 1-2. Поднимите красную карточку, если верна схема красного цвета или зеленую — схема зеленого цвета. А вот в следующем задании вам необходимо найти ошибки. Презентация: Слайд 3-4.
Давайте оценим выполнение домашнего задания (красная карточка — были недочеты, зеленая – все было хорошо).
Каждый из предметов (линейка, рулетка, транспортир, весы) расположен на ряду у обучающихся. Часы выводятся на слайд Презентация: Слайд 5.
Ребята, что это у нас такое (линейка, рулетка)? А для чего они нужны (измерять длину)? А в чем мы с вами измеряем длину (миллиметры, сантиметры, метры, километры и т. д.)?
А что это такое (транспортир)? А для чего он нужен (измерять углы)? А в чем мы измеряем углы (в радиусах)? А это что (весы)? Для чего они нужны (измерять массу)? А в чем измеряется масса (граммах, килограммах, центнерах и тоннах)? Правильно, это часы, верно, чтобы мы знали который час, а время у нас измеряется секундами, минутами, часами. Скажите, а мы находимся на каком уроке? Верно, информатики. Скажите, а знаем ли мы что можно измерить на информатике? Чем? Как? А нам нужно это знать? Как вы считаете, какова же тема нашего урока (Единицы измерения информации)? Презентация: Слайд 6. А что мы должны узнать на этом уроке? Чему научиться?
Изучение нового материала
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
Предметные: единицы измерения информации
Цель этапа: 1) обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;
2) дать представление о единицах измерения информации;
Слово учителя
Как и при измерении других величин, для измерения информации существует своя базовая единица. А название ее вы сейчас назовете мне сами. Для этого вам надо выполнить задание 1. (приложение 1) В результате у вас получатся буквы, из которых вам надо составить слово. Назовите слово, получившееся в результате.
Презентация: Слайд 7.
Это слово «Бит» (давайте оценим выполнение задания). Именно так и называется наименьшая единица измерения информации. Запишите себе в тетрадь Слайд 8.
Происхождение этого названия мы узнаем из краткого сообщения обучающегося (сообщение обучающегося). Слайд 9. Есть вопросы к выступающему?
А какие виды информации вы знаете (текстовая, звуковая, графическая, видеоинформация, числовая)?
А вот с этим мы и будем в дальнейшем знакомиться.
Например, текстовая информация, сообщение «ИНФОРМАТИКА» состоит из 11 символов, каждый из которых кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц. Следовательно, это сообщение имеет информационный объем 88 битов, или 11 байтов. Слайд 10.
Ребята, скажите, пожалуйста, а удобно говорить и записывать 2700 секунд? А как
по-другому это можно записать (45 минут)? А удобно записать 1000000 бит? А как еще можно записать 1000000 бит?
Действительно существуют и другие единицы измерения информации: килобайт, мегабайт, гигабайт и др. Слайд 11. Ребята, а кто может ответить, что означает приставка
-кило, -мега, -гига)? –кило-000, -мега-000000, -гига-000000000.
Давайте посмотрим на соотношение единиц
1 байт=8 бит
1 килобайт=1024 байта
1 мегабайт=1024 килобайта
1 гигабайт=1024мегабайта.
Запишите себе эту схему в тетрадь.
Например, Слайд 12-14.
Существуют правила перевода единиц измерения информации. Давайте попробуем сформулировать их вместе, рассматривая некоторые примеры.
Пример 1. Слайд 15. Как можно перейти от битов к гигабайтам и обратно? Возможен ли переход сразу?
Ответ: переходить лучше по следующей цепочке:
БИТ ↔ БАЙТ ↔ КИЛОБАЙТ↔ МЕГАБАЙТ↔ ГИГАБАЙТ
Переходить через единицы возможно, но нерационально, т.к. это требует запоминания сложных чисел.
Сформулируем первое правило: переходить рациональнее к соседней единице по цепочке.
Пример 2. Слайд 16. Как вычислить, сколько битов в 10 байтах?
Ответ: необходимо 10 умножить на 8.
Пример 3. Как вычислить, сколько байтов в 10 килобайтах?
Ответ: необходимо 10 умножить на 1024.
Сформулируем второе правило: при переходе от большей единицы измерения к меньшей необходимо выполнять умножение.
Пример 4. Слайд 17. Как вычислить, сколько байтов содержится в 32 битах.
Ответ: необходимо разделить 32 на 8.
Пример 5. Как вычислить, сколько мегабайтов содержится в 512 килобайтах?
Ответ: необходимо разделить 512 на 1024.
Сформулируем третье правило: при переходе от меньшей единицы измерения к большей необходимо выполнять деление.
Я раздаю вам листы с правилами. Проговорите их друг другу в парах. А дома вклейте их в свою тетрадь (приложение 2).
Первичная проверка понимания
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы
Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Цель этапа: первичная проверка понимания изученной темы
Ребята, давайте проверим, как же вы усвоили перевод из одной единицы измерения информации в другую. Решим несколько задач с использованием калькулятора (несколько обучающихся выходят к доске для решения задач, остальные решают самостоятельно в тетрадях, ответы сверяются).
Задача 1. Вычислите, сколько килобайтов содержится в 4096 битах.
Используя правила один и три, запишем следующую цепочку:
бит : байт : килобайт
4096:8=512 байтов.
512:1024=0,5 килобайта
Ответ: 0,5 килобайта. Презентация: Слайд 18.
Задача 2. Вычислить, сколько байтов содержится в одном мегабайте.
Решение:
Используя правила один и два, запишем следующую цепочку:
мегабайт * килобайт * байт
1*1024*1024=1048576 байт.
Ответ 1048576 байт. Презентация: Слайд 18.
Давайте оценим себя на этом этапе урока (красная карточка — были недочеты, зеленая – все было хорошо).
Физкультминутка для глаз.
Применение знаний и способов действий
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Цель: формирование навыков структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков.
Давайте вспомним правила ТБ.
Практическая работа «Маркированные списки» (задание 1-2) (приложение 3). Презентация: Слайд 19.
Давайте оценим себя на этом этапе урока (красная карточка — были недочеты, зеленая – все было хорошо).
А теперь каждый из вас пройдете тест, состоящий из 8 вопросов (тест Айрен).
Рефлексия деятельности на уроке
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: единицы измерения информации;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Организация учебного процесса на этапе 6:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу
Я научился
Я попробую Презентация: Слайд 21.
Постановка домашнего задания с комментированием: обязательно для всех: § 1.4, вопросы на странице 30 учебника; задание кто оценивает свои возможности на «хорошо»: задание1+РТ: №55 стр. 51; задание кто оценивает свои возможности на «отлично»: задание1+задание2+ задача (Вычислите сколько килобайтов содержится в 30720 битах)
Презентация: Слайд 20.