Информатика 9 «В» -29.09.2014 Проверила
9 «А»- 30.09.2014 заместитель директора
9 «Б»-1.10.2014 по УВР Купенова К.К
________29.09.2014
Зайнетдинова С.С.
Тема урока: Этапы решения задач
Цель урока:
Способствовать развитию алгоритмического мышления для составлений задач;
Дать понятие как решать алгоритмические задачи;
Познакомить с формой записи алгоритмов – блок-схема.
Оборудование: доска, компьютеры. Тип урока: изучение нового материала. Методы: беседа, наглядно-иллюстративный План урока:
1) Проверить учебных принадлежностей;
2) Проверить посещаемость по журналу. II. Проверка домашнего задания
Для того чтобы начать работу по новой теме нужно повторить пройденный материал на прошлом уроке.
III. Объяснение нового материала.
Алгоритм— четко организованное последовательное действие, приводящие к определенному результату.
Этапы решения задач.
Человек использует информационные технологии для решения разнообразных задач: работа с текстами, графикой, поиск информации в базах данных и многое другое. Для решения каждого вида существует соответствующее по своему назначению программное обеспечение. Например: для работы с табличными данными применяются табличные процессоры.
Решения прикладных задач с помощью компьютера называют моделированием, т.к. в этом случае обычно используют упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Работа по решению задачи на компьютере проходит через следующие этапы:
Постановка задачи;
Математическое моделирование
Построение алгоритма
Составление программы на языке программирования
Отладка и тестирование программы
Проведение расчетов и анализ полученных результатов
Последовательное прохождение этих этапов приводит к решению задачи на компьютере.
Пример: этапы решение задачи
1 этап: Постановка задачи
Необходимо данные:
О размерах комнаты: высота, ширина и длина комнаты (h1,a1,b1);
О размерах окна : высота и ширина (а3, b2)
О размерах двери: высота и ширина (а3, b3)
О длине и ширине рулона обоев (c,d)
2 этап: Математическое моделирование.
Требуется вывести формулу для нахождения количестве рулона. Для этого надо вычислить сначала площадь стен комнаты:
S1=a1*h1- площадь первой стены
S2=b1*h1 – площадь второй стены
S3=2S1+2S2- общая площадь стен комнаты
Далее из общей площади стен комнаты надо вычесть площадь окна и площадь дверного проема комнаты:
S4=a2* b2- площадь окна
S5= a3* b3– площадь дверного проема
S=S3-S4-S5- площадь оклеиваемой части стен комнаты
Теперь узнаем площадь обоев в одном рулоне.
W= c*d
Вычитаем необходимое для оклеивания данной комнаты количество рулонов обоев. Для этого надо площадь стен комнаты без учета окна и дверного проема S разделить на площадь обоев в одном рулоне W.
K=S/W
Останется представить значения k целым числом так, чтобы оно выражало количество рулонов обоев для покупки.
3 этап. Построение алгоритма
Построим блок – схемы решения задачи
Применяем метод пошаговой детализации и уточняем блок вычисления площади стен комнаты.
начало
Ввод h1,a1,b1,a2,b2 a3,b3,c,d
Вычислить площадь стен комнаты
S
Вычислить площадь одного рулона
W =c*d
Вычислить количество рулона
K=S/W
Вывод K
конец
IV. Закрепление материала.
Начерти квадрат со стороной 15 см. Найди его периметр и площадь.
1 этап— Постановка задачи
Необходимые данные о размере высота, ширина (h1,a1);
2 этап— Математическое моделирование требуется формула для нахождения периметра и площади квадрата.
начало
Вычислить периметр квадрата P
Ввод h1 , a1, a ,b
Вычислить площадь квадрата S
Вывод P, S
начало
P= 2*a+2*b
S=a*b
3этап- Построение алгоритма
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какие бывают этапы для решение задач? VI. Выставление оценок 1. Выставление оценок за активное участие на уроке 2. Выставление оценок за устные ответы