МБОУ «Гимназия № 5 г. Сергиева Посада»
Проект урока
по теме: «Форматирование шрифта».
Учитель: Шпак Наталия Петровна
Предмет: информатика, 9 класс
Тип урока: Урок формирования и применения знаний, умений и навыков.
Технология: Технология компьютерного урока с использованием средств ИКТ.
На этапе изучения (объяснения) нового материала предусматривается поиск информации в сети Интернет, демонстрация презентации и видео.
На этапе закрепления – выполнение практической работы в текстовом редакторе
Контроль знаний осуществляется в виде компьютерного теста в режиме реального времени.
Форма проведения урока – это урок-практикум, на котором ребята покажут свои умения по поиску информации в сети Интернет, навыки при выполнении практических упражнений по новой теме.
Цели урока предусматривают осмысливание уже известных знаний, выработку умений и навыков по их применению с переносом в новые условия.
Обучающая
формирование понятия о форматировании шрифта;
применение умений по поиску информации в сети Интернет с использованием поисковых систем;
обучение тестированию в режиме реального времени.
Развивающая
формировать умение анализировать, устанавливать связь между элементами ранее изученного материала с вновь изучаемым материалом;
побудить интерес к работе с обучающими программами, порталами;
развитие способностей анализировать текст, выделять основные понятия, делать выводы;
развитие способов мышления, таких как понятие, умозаключение и обобщение;
формирование умения организовать себя на выполнение поставленной задачи.
Воспитательная
вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения работ на компьютере;
способствовать развитию самостоятельности, самоуправлению.
умение работать на уроке индивидуально и в паре;
методы обучения, применяемые на данном уроке:
словесный – беседа;
наглядный – демонстрация фрагмента видеоурока с компакт-диска, презентации «Форматирование шрифта» с сайта «Учительский портал»(https://www.uchportal.ru);
поисково-информационный — поиск информации в сети Интернет с использованием поисковых систем.
методы контроля, применяемые на уроке:
наглядно-образный – практическая работа;
тестирование в режиме online на информационно-образовательном портале «Клякс@.net».
Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными параметрами символа, научимся выполнять форматирование шрифта.
(Демонстрация презентации «Форматирование текста»)
Слайд 2.Структурной единицей текста является символ. Форматирование шрифта — процесс изменения параметров символов.
Слайд 3. Основными параметрами символа являются:
гарнитура шрифта
базовая линия
кегль
типогра́фский пункт
ке́рнинг
буквица
суперскри́пт
субскри́пт
Что обозначает каждый из параметров, вы узнаете самостоятельно в ходе выполнения следующего задания.
Изучение нового материала
Карточка с заданием
Форматирование шрифта. Понятия типографики.
Задание: Используя поисковые серверы Интернет или поисковую систему интерактивной энциклопедии Википедия (https://ru.wikipedia.org) определить значения слов. Выбрать краткое определение и записать в тетрадь.
Гарниту́ра шрифта
Базовая линия (типографика)
Кегль
Типогра́фский пункт
Ке́рнинг
Буквица
Cуперскри́пт
Cубскри́пт
Ответы учащихся:
Форматирование шрифта. Понятия типографики.
При форматировании шрифта используются такие понятия как:
Гарнитура шрифта в типографике — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилистическое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков.
Базовая линия (типографика) — это воображаемая линия, проходящая по основаниям символов текста
Кегль (от нем. kegel) — переводится как размер высоты буквы, включая нижние и верхние выносные элементы у этой буквы или знака.
Типографский пункт— единица измерения кегля шрифта. В странах СНГ
1 пункт = 0,3759 мм.
Кернинг (англ. kerning)-межзнаковый интервал при наборе текста — избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы.
Буквица или инициал (лат. initiālis — «начальный»), в типографском искусстве — крупная, отличная от прочих начальная буква главы или статьи.
Верхний индекс или суперскрипт— в типографике способ набора символов выше основной строки. Используется, в частности, при записи различных математических и химических формул.
Нижний индекс или субскрипт — в типографике способ набора символов ниже основной строки. Используется, в частности, при записи различных математических и химических формул
Слайд 4. Основные параметры символа
базовая линия
кегль
кегль
верхний индекс суперскри́пт
нижний индекс(субскрипт)
Кернинг
Слайд 5. Параметрами форматирования шрифта являются:
гарнитура шрифта
размер (кегль)
начертание (обычный, курсив, полужирный, полужирный курсив)
интервал(кернинг, межзнаковый интервал)
положение символов(суперскри́пт,субскри́пт)
Слайд 6. Для выполнения форматирования символом предназначена вкладка ШРИФТ ленты Главная.
Как выполнить форматирование шрифта мы узнаем, прослушав фрагмент видео-урока «Форматирование символов текста» (урок 9 с компакт-диска прилагаемого к книге А. Днепрова «Видеосамоучитель Word 2007»,Питер, 2007)
3.Выполнение практической работы
Практическая работа «Форматирование шрифта»
Открыть файл «Солнечный круг» расположенный в папке Мои документы/ упражнения/тексты для форматирования.
Выполнить форматирование символом текста следующим образом:
первая строка – гарнитура Courier New, 30 пт, полужирный, красный, все прописные, разреженный на 2 пт; буквица(высота в строках – 2 пт.);
вторая– 28 пт, тип – Tahoma, курсив, с тенью, масштаб 150%,
третья – 16 пт, тип – Aria, полужирный курсив, зеленый, подчеркивание только слова;
четвертая – 20 пт, тип – Comic Sans MS, синий, контурный, разреженный на 2 пт;
пятая – 24, тип — Calibri, полужирный, подчеркнутый.
Солнечный круг(1),
Небо вокруг –(2)
Это рисунок мальчишки(3).
Нарисовал он на листке(4)
И подписал в уголке…(5)
Сохранить файл «Солнечный круг» в Личной папке.
3.Закрепление полученных знаний, умений и навыков
Проверочный тест в режиме реального времени «Текстовый редактор», на информационно-образовательном портале «Клякс@.net«.
Домашнее задание
Выучить конспект лекции. П. 3.2.1