6
Конспект урока в 5 «Б» классе
Тема урока: Формы представления информации.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке.
Задачи урока:
образовательные: повторение и обобщение темы «кодирование информации», познакомить с обработкой информации;
развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимательности; развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры интеллектуального труда.
Методы: словесный, практический (работа с программой).
Основные понятия:
код;
кодирование;
графический способ кодирования;
числовой способ кодирования;
символьный способ кодирования.
Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, программа MyTestStudent, карточки.
План урока:
Организационный момент;
Актуализация знаний, проверка домашнего задания;
Изучение новой темы;
Физминутка;
Выполнение заданий на компьютере;
Гимнастика для глаз
Домашнее задание;
Итог урока, рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок информатики начнем.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке вы узнаете как же информация представляется в окружающем нас мире. А для этого нам необходимо вспомнить как она кодируется.
Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
Мы знаем, что ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
В качестве домашнего задания вам нужно было составить ребусы для следующих слов: информация, обработка, хранение, передача. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Изучение новой темы.
Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.
Просмотр презентации.
Текст кодируется символами: буквами и знаками препинания, причём одна и та же информация может кодироваться по-разному: по-русски, по-татарски, по-английски, по-французски и т.д. Например: школа – мэктэп – ecole — school.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.
Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.
Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел), Числа кодируются цифрами (арабскими или римскими).Например: 54- LIV.;
Сегодня штрих-код (barcode) — это одна из основ функционирования современной экономики. Миллионы крупных и мелких производителей непрерывно размещают штрих-коды на упаковках своих товаров, а сканеры ежедневно миллиардами считывают и распознают эти штрих-коды товаров в процессе торговли. Штрих-коды практически повсеместно обеспечивают учет товаров и глобальный контроль за их перемещением.
Штриховой код товара представляет собой последовательность чёрных и белых полос, кодирующих в себе информацию о товаре в удобном для считывания техническими средствами виде.
Важно понимать, что штрих-код товара, официально полученный через Ассоциацию «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» полностью обеспечивает уникальность кода товара в планетарном масштабе и дает возможность любому заинтересованному лицу в мире по этому штрих-коду товара практически мгновенно получить доступ к полной и актуальной информации об этом товаре и его производителе через соответствующие информационные системы или сеть Интернет.
Можно предположить, что не только товар, но и каждый объект в Мире можно определенным образом закодировать, и представить в виде некоторой последовательности символов. Говоря о числовом коде, мы подразумеваем уникальный цифровой идентификатор, который позволяет полностью назвать и описать конкретный объект и отличить его от другого, похожего объекта.
Приведу несколько примеров.
Каждый из нас имеет уникальный идентификационный номер, который присваивается и записывается в паспорт и не изменяется на протяжении жизни. По этому номеру соответствующие структуры могут довольно быстро найти всю имеющуюся информацию о человеке.
Второй пример (дать возможность детям привести свой пример) – номер телефона. Набрав определенную последовательность цифр, вы связываетесь с конкретным человеком, у которого в данный момент находится набранный вами номер.
Каждый мобильный телефон имеет уникальный номер IMEI, по которому оператор сотовой связи может определить местонахождение аппарата с высокой степенью достоверности (иногда, с точностью до 1 метра!).
Еще один пример — номера автомобиля.
Штрих код на товаре в магазине точно определяет, к какой группе товаров он относится, что это за продукт, когда и кем он произведен, какова его стоимость и т.п.
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.
Физ минутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Применение изученного. Выполнение заданий на компьютере.
Задание #1
Расшифруйте, что здесь написано (на рисунке справа). Чтобы просмотреть рисунок щелкните по нему мышкой.
Изображение:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) молодцы
2) молоко
3) монитор
Задание #2
Расшифруйте ребус и выберите правильный ответ
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) клавиатура
2) ура
3) клавиша
4) культура
Задание #3
Расшифруйте ребус и выберите правильный ответ
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) модем
2) домен
3) дом
4) семь
Задание #4
Каждую букву русского алфавита заменили её порядковым номером и написали 10 15 22 16 18 14 1 24 10 33. Расшифруйте и выберите правильный ответ
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) информация
2) информатика
3) история
4) клавиатура
Задание #5
Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. получилось 18 21 19 13 1 15. как зовут мальчика
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Руслан
2) Роман
3) Дмитрий
4) Александр
Задание #6
Каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, расшифруйте следующее сообщение:жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Друга ищи, а найдёшь — береги
2) Старый друг луше новых двух
3) Друга ищи, а найдешь — защити
4) Старый друг хуже новых двух
Задание #7
Расшифруйте с помощью флажковой азбуки, что зашифровано на рисунке с права (нажмите на рисунок, чтобы его просмотреть)
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) я умею работать с информацией
2) я работаю с информацией
3) работаю за компьютером
4) работаю с информацией за компьютером
Физминутка для глаз.
Домашнее задание.
На «4» | придумать свою систему кодирования и закодировать пословицу (ученикам раздаются карточки с пословицами, каждому своя):
|
На «5» | «Шифр Виженера». Это шифр представляет шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 31913191и т.д. Используя в качестве ключевого слово ВАГОН, закодируйте слова: АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ. |
Итог урока. Итак, ребята, скажите, пожалуйста, что нового сегодня вы узнали на уроке?
Закодировать информацию числовым способом, значит представить её в виде ________________________________________________________________________________. |
Закодировать информацию символьным способом, значит представить её в виде ________________________________________________________________________________. |
Закодировать информацию графическим способом, значит представить её в виде ________________________________________________________________________________. |
Рефлексия. (учащимся раздаются карточки)
активно / пассивно | |||
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | ||
Урок для меня показался | коротким / длинным | ||
За урок я | не устал / устал | ||
Мое настроение | стало лучше / стало хуже | ||
Материал урока мне был | понятен / не понятен | ||
Домашнее задание мне кажется | интересным /не интересным | ||
|
|
|