Конспект урока по Информатике «Формы представления информации» 5 класс

6

Конспект урока в 5 «Б» классе

Тема урока: Формы представления информации.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке.

Задачи урока:

образовательные: повторение и обобщение темы «кодирование информации», познакомить с обработкой информации;

развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимательности; развитие навыков индивидуальной практической деятельности;

воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры интеллектуального труда.

Методы: словесный, практический (работа с программой).

Основные понятия:

  • код;

  • кодирование;

  • графический способ кодирования;

  • числовой способ кодирования;

  • символьный способ кодирования.

Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, программа MyTestStudent, карточки.

План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания;

  3. Изучение новой темы;

  4. Физминутка;

  5. Выполнение заданий на компьютере;

  6. Гимнастика для глаз

  7. Домашнее задание;

  8. Итог урока, рефлексия.

Ход урока.

      1. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

Урок информатики начнем.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

      1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке вы узнаете как же информация представляется в окружающем нас мире. А для этого нам необходимо вспомнить как она кодируется.

  • Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]

  • С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]

  • Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]

  • Мы знаем, что ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:

  • В качестве домашнего задания вам нужно было составить ребусы для следующих слов: информация, обработка, хранение, передача. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

      1. Изучение новой темы.

  • Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.

Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.

Просмотр презентации.

Текст кодируется символами: буквами и знаками препинания, причём одна и та же информация может кодироваться по-разному: по-русски, по-татарски, по-английски, по-французски и т.д. Например: школа – мэктэп – ecole — school.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.

Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.

Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);


2) числовой (с помощью чисел), Числа кодируются цифрами (арабскими или римскими).Например: 54- LIV.;

Сегодня штрих-код (barcode) — это одна из основ функционирования современной экономики. Миллионы крупных и мелких производителей непрерывно размещают штрих-коды на упаковках своих товаров, а сканеры ежедневно миллиардами считывают и распознают эти штрих-коды товаров в процессе торговли. Штрих-коды практически повсеместно обеспечивают учет товаров и глобальный контроль за их перемещением.

Штриховой код товара представляет собой последовательность чёрных и белых полос, кодирующих в себе информацию о товаре в удобном для считывания техническими средствами виде.

Важно понимать, что штрих-код товара, официально полученный через Ассоциацию «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» полностью обеспечивает уникальность кода товара в планетарном масштабе и дает возможность любому заинтересованному лицу в мире по этому штрих-коду товара практически мгновенно получить доступ к полной и актуальной информации об этом товаре и его производителе через соответствующие информационные системы или сеть Интернет.

Можно предположить, что не только товар, но и каждый объект в Мире можно определенным образом закодировать, и представить в виде некоторой последовательности символов. Говоря о числовом коде, мы подразумеваем уникальный цифровой идентификатор, который позволяет полностью назвать и описать конкретный объект и отличить его от другого, похожего объекта.

Приведу несколько примеров.

Каждый из нас имеет уникальный идентификационный номер, который присваивается и записывается в паспорт и не изменяется на протяжении жизни. По этому номеру соответствующие структуры могут довольно быстро найти всю имеющуюся информацию о человеке.

Второй пример (дать возможность детям привести свой пример) – номер телефона. Набрав определенную последовательность цифр, вы связываетесь с конкретным человеком, у которого в данный момент находится набранный вами номер.

Каждый мобильный телефон имеет уникальный номер IMEI, по которому оператор сотовой связи может определить местонахождение аппарата с высокой степенью достоверности (иногда, с точностью до 1 метра!).

Еще один пример — номера автомобиля.

Штрих код на товаре в магазине точно определяет, к какой группе товаров он относится, что это за продукт, когда и кем он произведен, какова его стоимость и т.п.

3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.

      1. Физ минутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

      1. Применение изученного. Выполнение заданий на компьютере.

Задание #1

Расшифруйте, что здесь написано (на рисунке справа). Чтобы просмотреть рисунок щелкните по нему мышкой.

Изображение:


Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) молодцы

2) молоко

3) монитор


Задание #2

Расшифруйте ребус и выберите правильный ответ

Изображение:


Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) клавиатура

2) ура

3) клавиша

4) культура


Задание #3

Расшифруйте ребус и выберите правильный ответ

Изображение:



Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) модем

2) домен

3) дом

4) семь


Задание #4

Каждую букву русского алфавита заменили её порядковым номером и написали 10 15 22 16 18 14 1 24 10 33. Расшифруйте и выберите правильный ответ


Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) информация

2) информатика

3) история

4) клавиатура


Задание #5

Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. получилось 18 21 19 13 1 15. как зовут мальчика


Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Руслан

2) Роман

3) Дмитрий

4) Александр


Задание #6

Каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, расшифруйте следующее сообщение:жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл


Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Друга ищи, а найдёшь — береги

2) Старый друг луше новых двух

3) Друга ищи, а найдешь — защити

4) Старый друг хуже новых двух


Задание #7

Расшифруйте с помощью флажковой азбуки, что зашифровано на рисунке с права (нажмите на рисунок, чтобы его просмотреть)

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) я умею работать с информацией

2) я работаю с информацией

3) работаю за компьютером

4) работаю с информацией за компьютером

      1. Физминутка для глаз.

      2. Домашнее задание.

§ 1.7; 1.8

На «4»

придумать свою систему кодирования и закодировать пословицу (ученикам раздаются карточки с пословицами, каждому своя):

  • Информатике учиться всегда пригодится.

  • Компьютер памятью не испортишь.

  • На монитор нечего пенять, коли видеокарта крива.

  • Подаренному компьютеру в системный блок не заглядывают.

  • Любишь играть в компьютерные игры, люби и сам программировать.

  • Из программы фрагмент не выкинешь.

  • Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

  • Компьютер без программы — что фонарь без свечи.

На «5»

«Шифр Виженера». Это шифр представляет шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 31913191и т.д. Используя в качестве ключевого слово ВАГОН, закодируйте слова: АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ.


      1. Итог урока. Итак, ребята, скажите, пожалуйста, что нового сегодня вы узнали на уроке?

Существуют следующие способы кодирования информации:

1.__________________________ 2.__________________________ 3.________________________

Закодировать информацию числовым способом, значит представить её в виде

________________________________________________________________________________.

Закодировать информацию символьным способом, значит представить её в виде

________________________________________________________________________________.

Закодировать информацию графическим способом, значит представить её в виде

________________________________________________________________________________.


      1. Рефлексия. (учащимся раздаются карточки)

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

Домашнее задание мне кажется

интересным /не интересным







Свежие документы:  Практическая работа для 9 класса по теме: "Кодирование текстовой информации"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: