Тема урока:
«Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки. Информационная картина мира»
Цель урока:
1. Образовательная:
— познакомить учащихся с понятием «информация», «информатика», ее видами, формами и способами обработки.
— уметь различать и приводить примеры различных видов информации;
2. Воспитательная:
— развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
— формировать информационную культуру и потребность приобретения знаний;
— прививать интерес к предмету.
3. Развивающая:
-развитие логического мышления, памяти, внимательности;
Тип урока: объяснение нового материала;
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Заполнение журнала.
II. Постановка цели занятия перед учащимися
III. Повторение домашнего задания. Проверочная работа по технике безопасности. (10 мин.)
Задание. Закрасьте зеленым то, что делать МОЖНО, а красным то, чего делать НЕЛЬЗЯ.
Заходить в компьютерный класс спокойно. Занимать рабочее место. | Находиться в кабинете информатики в верхней одежде. | |
Убедиться в отсутствии видимых неисправностей компьютера. | Толкаться в дверях при входе в компьютерный класс. | При обнаружении видимых неисправностей компьютере сообщить учителю. |
Трогать разъемы соединительных проводов. | Приступать к работе на компьютере только после разрешения учителя. | Прикасаться к проводам питания. |
Приносить в класс компакт-диски с других компьютеров. | Пытаться самостоятельно устранить обнаруженную неисправность компьютера. | Включать игры или другие программы, не относящиеся к уроку. |
Работать на компьютере грязными руками. | Нажимать на клавиши мягко, без особых ударов. | Прикасаться к экрану и задней стенке монитора. |
Нажимать клавиши клавиатуры только при включенном напряжении. | Работать на компьютере во влажной одежде или с мокрыми руками. | Расстояние от глаз до монитора должно быть 60-70 см. |
Класть вещи на основные части компьютера. | По окончании работы привести рабочее место в порядок. | Удалять папки и файлы без разрешения учителя. |
Оптимальное расстояние от глаз до экрана:
А. 30-40 см.
Б. 1 метр.
В. 60-70 см.
Г. 40-45 см.
2. Должны ли учащиеся вставать в компьютерном классе при входе посетителей?
А. да
Б. Нет
В. Не всегда
Г. Да, если зашел директор
3. Что необходимо сделать при появлении дефектов ПК в процессе работы, появление гари или необычных звуков?
А. продолжить работу
Б. прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить преподавателю.
В. Выключить аппаратуру и сесть на другой компьютер.
Г. Выдернуть ПК из сети и включить снова.
4. Что следует сделать в первую очередь при поражении электрическим током?
А. освободить пострадавшего от воздействия тока.
Б. вызвать врача.
В. Осмотреть пострадавшего и оказать помощь.
Г. Отключить ток.
5. Какое из перечисленных действий делают при ожоге?
А. Дают обезболивающее, успокаивающее.
Б. отключают ток.
В. Делают искусственное дыхание
Г. Кладут пострадавшего на ровную поверхность на бок.
6. Чем нужно тушить пожар в компьютерном классе?
А. водой
Б. тушить не следует.
В. Песком или пенным огнетушителем.
7. С помощью чего лучше освободить пострадавшего от воздействия электрического тока?
А. Любым железным предметом
Б. Лучше голыми руками
В. Деревянной палкой
Г. Освобождать нельзя
IV. Актуализация. Объяснение нового материала
Учебный предмет информатики тесно связан с компьютером. Однако, компьютер — только средство, при помощи которого можно работать с информацией.
Информатика — это наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Любая деятельность человека связана с информацией. Для приготовления какого-либо блюда нужно иметь его рецепт. Чтобы управлять автомобилем или строить дома, нужно владеть необходимой для этого информацией.
Информация — это сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Получая информацию, вы воспринимаете, усваиваете, перерабатываете ее. Вы можете передать информацию своим родителям, друзьям. Значит, существуют источники и приемники информации. Человек воспринимает информацию при помощи органов чувств.
По оценкам современных ученых, 81% информации мы получаем при помощи зрения, 10% — при помощи слуха, 4% — при помощи обоняния, 3% информации — при помощи вкусовых ощущений и 2% информации — при помощи осязания.
В зависимости от того, каким информационным каналом человек воспринял информацию, она бывает разного вида.
Например, звук будильника утром человек воспринимает органом слуха — ушами. Источником информации служит будильник. Приемником является человек. Информация несет в себе сведения о том, что пора просыпаться. Такой вид информации называется слуховым.
Таким образом, по способу восприятия человеком информация может быть зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и тактильной.
Одна и та же информация (допустим, зрительная) может быть представлена по-разному: в виде числа, текста или ри¬сунка. Например, количество автомашин на стоянке можно представить числом 5, текстом — «пять», а также можно нарисовать.
Значит, информацию можно разделить на виды еще и по способу ее представления.
По способу представления информация может быть числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформацией. Эти виды информации сегодня успешно представлены в компьютере.
Способы обработки информации
Любое изменение информации называется обработкой. Например, решение задачи — это получение новой информации из уже известной. Такую информацию человек получает путем логических рассуждений или математических вычислений.
Обработка информации подразумевает преобразование к виду, отличному от исходной формы или содержания информации. Результаты обработки информации в дальнейшем используются человеком.
V. Домашнее задание: Учебник: параграф 2
VI. Итог урока.
Ребята, сегодня мы рассмотрели тему «Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки» и ответим на вопросы:
1. Что нового вы узнали о термине «информация»?
2. Какие виды информации существуют в современном мире?
3. Какими органами чувств человек воспринимает информацию?
4. При решении задач, что делает человек с информацией
Выставление оценок.