Тема
«Информационные процессы» | Цель | Сформировать у обучающихся понятие информационных процессов, их виды (хранение, передача, обработка информации); изучить схемы хранения, передачи, обработки информации. |
Задачи | обучающие: изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»; дать представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы, т. е. показать их всеобщность и универсальность; изучить способы хранения, передачи и обработки информации; научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации; научить обучающихся решать практические задачи на использование изученных понятий. развивающие: развивать умения выделять главное, существенное, обобщать полученные знания; развивать информационную и алгоритмическую культуру; развивать аналитические умения; развивать у обучающихся ответственность при работе в коллективе. воспитательные: формировать познавательную активность; способствовать воспитанию у обучающихся ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки, самостоятельность и аккуратность в работе. |
Формируемые УУД | Личностные: самоопределение (мотивация учения), смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него), нравственно-этического оценивания (оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); планирование (составление плана и последовательности действий); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка (выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); волевая саморегуляция (способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач); логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; доказательство). Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
Основные понятия | Информация, процессы, источник информации, информационный канал, приёмник информации. |
Ресурсы: — основные — дополнительные | ПК, проектор, интерактивная доска (экран). |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. | Обучающиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем. | | Взаимодействие учитель-ученик, ученик – ученик способствует более быстрому включению всех обучающихся в урок. | Личностные: самоопределение (мотивация учения) |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Учитель беседует с обучающимися, задает вопросы, по изученному на прошлом уроке материалу. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. | 1. Учитель показывает соответствующие изображения на Рабочем столе компьютера, изображение которого выведено на экран с помощью мультимедийного проектора. | | Познавательные: Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем) Логические (подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений). |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Давайте с вами вспомним, что мы изучили на предыдущем уроке? (Слайд 1-5) А теперь, глядя на схему «Человек и информация» (слайд 6), зададимся вопросом: что делает человек с полученной информацией? Демонстрирует презентацию, координирует и направляет работу обучающихся, при необходимости задает наводящие вопросы. | Смотря на схему, обучающиеся отвечают на вопрос: запоминает, записывает, передает, обрабатывает… | Обучающиеся рассматривают схему «Человек и информация» на слайде № 6 и отвечают на поставленный вопрос. | анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями | Познавательные: Общеучебные (выделение информации) |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы. | Молодцы! Во-первых, человек стремиться сохранить полученную информацию: запомнить или записать. Во-вторых, он передает ее другим людям. В-третьих, человек сам создает новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации. Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранению, передаче и обработке информации. | После изучения схемы обучающиеся делают выводы о том, что человек: Хранит информацию: запоминает или записывает. Передает информацию другим людям. Создает новые знания, новую информацию, выполняя её обработку. Обучающиеся в тетрадях записывают схему «Виды информационных процессов». | Обучающиеся знакомятся со схемой «Виды информационных процессов» на слайде № 7 и записывают ее в тетрадь. | анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями | Познавательные: Общеучебные (выделение информации); Логические (анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей) Регулятивные: Целеполагание, планирование, контроль. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении склонения. | Учитель сообщает о том, что предстоит работа в группах, объясняет задания, которые нужно выполнить обучающимся, на какие вопросы ответить. Нацеливает обучающихся на работу. | В процессе изучения обучающиеся отвечают на вопросы: Как человек может хранить информацию? Какие существуют способы передачи информации? Как обрабатывается информация? Обучающиеся работают в трех группах, выполняя задание в тетрадях. | Класс делится на 3 группы. 1-ая группа по схеме «Хранение информации» составляет рассказ о том, как хранится информация. 2-ая группа по схеме «Передача информации» составляет рассказ о том, какими способами передается информация. 3-я группа по схеме «Обработка информации» составляет рассказ о том, как обрабатывается информация. | анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями | Познавательные: Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения проблем). Регулятивные: Волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование (определение цели, функции участников, способов взаимодействия) Разрешение конфликтов (принятие решения и его реализация) Управление поведением одноклассника точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Выдает задания в рабочей тетради, контролирует выполнение заданий. | Выполняют задания в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь: стр. 16. № 12, 13. | | Коммуникативные: Планирование (определение цели, функции участников, способов взаимодействия) Разрешение конфликтов (принятие решения и его реализация) Управление поведением одноклассника точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка). |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель задает вопросы для повторения изученной темы. | Обучающиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. | Вопросы для повторения: 1. Что такое информационные процессы? 2. Назовите виды информационных процессов. 3. При передаче информации в обязательном порядке предполагается наличие: а) двух людей; б) осмысленности передаваемой информации; в) источника и приемника информации, а также канала связи между ними; г) избыточности передающейся информации; д) дуплексного канала связи. Обработка информации — это процесс ее: а) преобразования из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами; б) интерпретации (осмысления) при восприятии; в) преобразования к виду удобному для передачи; г) преднамеренного искажения; | | Личностные: нравственно-этического оценивания (оценивание усваемого содержания); Регулятивные: оценка (выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); контроль. |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Учитель фиксирует оценки обучающихся. | Отвечают на вопросы, анализируя свою работу на уроке. | Анализ успешности усвоенного материала и деятельности обучающихся. | | Регулятивные: Оценка (осознание качества и уровня усвоения). |
IX. Д/з. | Учитель озвучивает Д/з: §1.3, §1.5, с.16 задание 6; с.23 задание 5. | Записывают Д/з в дневниках. | | | |