Тема: «Техника безопасности в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. Понятие информации. Свойства информации. Классификация информации. Информация в живой и неживой природе».
Цели урока: закрепление и обобщение знаний по теме «Информация и информационные процессы».
Задачи:
— рассмотреть понятие информации, классификацию информации по различным признакам;
— научить учащихся определять свойства информации, классифицировать информацию по способу восприятия и степени значимости;
— рассмотреть понятия информации в живой и неживой природе;
— провести инструктаж по ТБ в кабинете информатики.
Ход урока
Инструктаж по ТБ. Просмотр флеш-ролика «Техника безопасности». ( Автор Горбатовская Ирина Леонидовна г.Сосновоборск Красноярского края (Инфотека сайта «Интернет-государство учителей» www.intergu.ru). Ссылка https://file.qip.ru/account/file/cF9gVH-z/__online.html)
Вопрос учащимся: Что такое информация? Какие способы и органы чувств использует человек при восприятии информации?
Ответы учащихся.
Вопрос учащимся: Какими свойствами обладает информация?
Перечисляют.
На экране интерактивный вопрос: что Вы отнесете к основным свойствам информации?
(Единая коллекция ЦОР https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91c00bd4-8d59-436d-ab7a-ad93863481b0/%5BINF_014%5D_%5BQS_01%5D.html)
Учитель выбирает правильные ответы на слайде по ответам учеников. Проверяют правильность. В случае неправильного ответа обсуждают, какой ответ может быть неверным, прибегают к методу исключения.
Правильные ответы: полнота, достоверность, ценность, актуальность, доступность.
Ученики записывают верные ответы в тетрадь «Основные свойства информации», пытаются на примерах «расшифровать» каждое свойство информации.
Учитель: Существуют различные классификации информации:
По способу восприятия информация делится на…? (Ученики дают ответы)
Демонстрируется флеш-ролик (https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf) с классификацией информации по способу восприятия. В конце ролика вопрос: Какой канал приема информации остался не проиллюстрированным?
Правильный ответ: язык. Информация – вкусовая.
По предназначению, степени значимости
Учитель спрашивает у учеников виды информации по степени значимости.
Ответы учеников.
Просмотр флеш-ролика о классификации информации по степени значимости.
Учащиеся делятся на 3 группы по 5 человек, каждая группа выполняет задание на определение вида информации (задание выдается на карточках).
После выполнения задания представитель каждой группы показывает правильные ответы на задание у доски на экране отображаются соответствующие флеш-задания для классификации информации:
Вопросы по классификации информации по значимости.
Группа 1. Выбрать виды информации, которые относятся к общественной.
Группа 2. Выбрать виды информации, которые относятся к личной.
Группа 3. Выбрать виды информации, которые относятся к специальной.
Обсуждение ответов учащихся.
Учитель: Теперь мы должны рассмотреть с вами как происходит обмен информацией в неживой и живой природе.
Из курса 8 класса Вы должны знать: что является информацией в неживой природе?
Ответы учеников.
Флеш-ролик об информации в неживой природе.
Учитель просит учащихся сделать вывод: что же является информацией в неживой природе?
Ответы учащихся.
Учитель: А как передается информация в живой природе? В животном мире? В растительном мире?
Ответы учеников.
Флеш-ролик об информации в живой природе.
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/%5bINF_009%5d_%5bAM_04%5d.swf
Учитель просит учащихся сделать вывод: что же является информацией в живой природе: растительном и животном мире?
Ответы учащихся.
Учитель: Итак, мы сегодня с Вами вспомнили, что такое информация, как она передается и какие классификации информации бывают, а также рассмотрели вопрос о передаче и обработке информации в живой и неживой природе.
Давайте, еще раз вспомним основные понятия нашей темы.
Что такое информация?
Основные свойства информации.
Классификация информации.
Информация в неживой и живой природе.
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки наиболее активным учащимся.
Домашнее задание:
учебник Н.Угриновича «Информатика и ИКТ», 10 класс, Введение, с.7-8. Информация в живой и неживой природе.