Цели урока: — познакомить учащихся с основными этапами развития вычислительной техники;
— обратить внимание на роль компьютера при работе с информацией
-развивать внимание и творческие способности;
-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: презентация «История вычислительной техники»
термины
Счетное устройство
компьютер
поколения ЭВМ
Теоретические основы урока.
Первые вычислительные устройства — абак (Древняя Греция, Древний Рим) и счеты.
XIХ век — изобретение арифмометра.
Середина XIХ века — создание аналитической машины Бэббиджа. Первый программист — Ада Лавлейс, дочь английского поэта Байрона.
Первые носители информации в технических устройствах —перфокарты (карточки с отверстиями).
40-е годы XX века — работы по созданию первых электронно-вычислительных машин.
ЭВМ первого поколения: 40-50-е годы XX века, основной элемент — электронные лампы, большой размер (занимают залы), высокая цена, скорость — десятки тысяч операций в секунду, программы на машинном языке (0 и 1), носители —перфоленты.
ЭВМ второго поколения: 60-е годы XX века, основной элемент — транзистор, средний размер (занимают комнату), высокая цена, скорость — сотни тысяч операций в секунду, программы на языках высокого уровня, носители — магнитные ленты, алфавитно-цифровые устройства ввода-вывода.
ЭВМ третьего поколения: 70-е годы XX века, основной элемент — интегральная схема, малый размер (шкаф), средняя цена, скорость — миллионы операций в секунду, массовый выпуск, носители — магнитные ленты, диски, алфавитно-цифровые устройства ввода-вывода.
ЭВМ четвертого поколения: 80-е годы XX века, основной элемент — большая интегральная схема, компактный размер (настольный персональный компьютер), доступная цена, скорость — миллиарды операций в секунду, массовый выпуск, носители — магнитные и лазерные диски, алфавитно-цифровые и графические устройства ввода-вывода.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Повторение.
Проверка домашнего задания.
Учитель задает вопросы, прозвучавшие на прошлом уроке.
Ученики поочередно рассказывают об использовании компьютеров в профессиональной деятельности родственников. Необходимо выслушать несколько учеников. Учитель акцентирует внимание на интересных моментах в рассказах, технических новинках, особенностях применения компьютера (в зависимости от материала).
При наличии времени и интереса у учащихся можно продолжить обсуждение этого вопроса на следующих уроках.
III.Объяснение нового материала.
Новый материал дается в виде лекции (предоставление необходимой теоретической информации в приложении к уроку).
Ознакомить учащихся с основными этапами развития вычислительной техники согласно следующему плану:
Введение
Краткая история развития вычислительной техники
Начало счета
Леонардо да Винчи
Арифметические машины
Чарльз Бэббидж
Начало ХХ века
I поколение
II поколение
III поколение
IV поколение
V и VI поколение
Современный персональный компьютер
Правила техники безопасности
Учитель может заметить, что основным производителем компьютеров долгое время являлась корпорация IBM, производитель процессоров — Intel. Тип процессоров (в зависимости от поколения) обозначался так: Intel 0x86, 286, 386, 486. Современные компьютеры построены на новых принципах и относятся к пятому поколению. Именно поэтому такие процессоры маркируются Pentium I, II, III, IV.
Ученики должны обратить внимание, что за сравнительно короткое время происходят грандиозные изменения в принципах построения компьютеров.
Интересным моментом урока может стать демонстрация старых носителей информации (перфокарт, перфолент, магнитных лент, магнитных дисков) и изображений компьютеров различных поколений.
В ходе выступления конспектируются в тетрадь основные этапы развития средств вычислительной техники. В конце лекции ученики записывают поколения ЭВМ и правила техники безопасности.
Вопросы для повторения:
Когда начались работы по созданию компьютеров?
Сколько поколений ЭВМ можно выделить?
По каким критериям различаются поколения ЭВМ?
IV. Практическая часть.
Работа в графическом редакторе Paint.
Нарисовать компьютер будущего.
Цель практической работы: научиться рисовать элементарные фигуры
Программное обеспечение:. графический редактор Paint
Анализ результатов.
Защита своих работ.
V. Итог урока.
Домашнее задание: § 1.1.1, по возможности принести изображения компьютера (по материалам газет и журналов).