Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1071
Конспект урока по информатике и икт
6 класс
учитель – Смоленская Елена Сергеевна
2012 год
Тема: «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»
Учебник: Информатика, 6 класс
Авторы учебника: Л. Босова
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель: Начать формировать знания по теме «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации»
Задачи:
Образовательная: Начать формировать знания о переводе чисел из десятичной в двоичную систему, выработка навыка перевода чисел из 10 системы счисления в двоичную и наоборот, активизация познавательной деятельности учащихся.
Развивающая: Развитие познавательного интереса, памяти и внимания при выполнении практической работы.
Воспитательная: Воспитание аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке; воспитание интереса к информатике;воспитание грамотных пользователей компьютера.
Здоровьесберегающая: соблюдение правил ТБ; смена деятельности учащихся во избежание переутомления;
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Основные понятия:
информация;
данные;
информатика;
компьютер.
УРОК № ____ 6 класс
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Здравствуйте ребята. Давайте проверим наличие учащихся. Тема урок «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации» План урока:
| Здороваются. Готовятся к уроку. |
II Основная часть
| Актуализация и проверка усвоения изученного материала
| Отвечают на вопросы учителя |
| Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Для того, чтобы понять, как самая разнообразная информация представлена в компьютере, как представляются файлы и папки, для этого заглянем внутрь машинной памяти. Её удобно представить в виде листа в клетку. В каждой клетке храниться только одно из двух значений: 1 или . Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – включено (1) и выключено (0). Каждая клетка памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1, хранящиеся в клетках памяти компьютера, называют значением битов. 8 бит – это один байт 1 символ – это один байт, т.е. 8 бит. С помощью последовательности битов можно представить самую разнообразную информацию. Такое представление информации называется двоичным кодированием или цифровым кодированием. Двоичное кодирование – это представление информации в виде последовательности битов. Существует много способов кодирования числовой информации. Чтобы непосредственно перейти к двоичному кодированию, рассмотрим сначала системы счисления. Система счисления – это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов. Системы счисления бывают:
Позиционная – это в которой одна и та же цифра получает различные количественные значения в зависимости от места или позиции, которой она занимает в записи числа. Например число 555 – 5 сотен. 5 – десятков, 5 – единиц. Известно много способов записи чисел. Мы пользуемся десятичной системой счисления!!! Двоичная система была придумана в до компьютерную эпоху в XVII – XIX веках. Выдающийся математик Лейбниц говорил «Вычисление с помощью двоек… является для науки основным и порождает новые открытия. При сведении числа к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок». Позже двоичная система была забыта, и только в 1936-38 годах, американский инженер и математик Клод Шеннон нашел замечательное применение двоичной системы при конструировании электронных схем. Рассмотрим пример представления числа в двоичной системе счисления. Возьмем число 2000: 2000 для записи числа в десятичной системе используются числа от 0 до 9, но при этом каждое число в определенной позиции. И в зависимости от позиции числа оно имеет свое название. 2 –тысячи; 0 – сотен; 0 – десятков; 0 – единиц. Для представления данного числа в двоичной системе необходимое данное число последовательно делить на 2: 2000:2=1000 (0) 1000:2=500(0) 500:2=250(0) 250:2=125(0) 125:2=62(1) 62:2=31(0) 31:2=15(1) 15:2=7(1) 7:2=3(1) 3:2=1(1) в результате получим следующую запись числа 11110100002 с основанием 2 2710 =110112 27:2=13(1) 13:2=6(1) 6:2=3(0) 3:2=1(1) 1:2=0(1) | Учащиеся просматривают презентацию по теме урока. Записывают определения и участвуют в обсуждении материала темы урока |
| Зарядку проводит один из учащихся:
| Выполняют упражнение |
| Закрепление материала А теперь закрепим новый материал, решая примеры: 101101 = 45; 101010 = 42; 110100 = 52 110010 = 50 120 = 1111000 151 = 10010111 178 = 10110010 | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Выполняют практическую работу. |
| Подведение итогов занятия. Выставление оценок. Домашнее задание: Не задано | Убирают рабочее место. Записывают домашнее задание.
|
2