МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕМОНТНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ИНФОРМАТИКЕ
«КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ»
5 КЛАСС
ПОДГОТОВИЛ И ПРОВЕЛ:
МОРДАСОВ А.А.
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УЧИТЕЛЬ: МОРДАСОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КЛАСС: 5
ПРЕДМЕТ: ИНФОРМАТИКА
УМК: Информатика Босовой Людмилы Леонидовны, Босовой Анны Юрьевны
ТЕМА УРОКА: КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с основными устройствами хранения информации
ЗАДАЧИ УРОКА:
Сформировать понятие « устройство храниния информации»
Развивать иформационную культуру учащихся.
Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету.
УУД
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры, а так же уважительного отношения к истории.
II. Метапредметные:
1.Регулятивные
Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи, сличать результат с поставленной целью.
2.Коммуникативные
Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы, выслушивание собеседника, ведение диалога.
3.Познавательные
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений.
Предметные
Знать понятия «носители информации» , « объём информации».
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные компьютеры 8шт, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор.
ХОД УРОКА:
Содержание этапа | Задачи этапа | Методы и формы обучения | Формируемые УУД | |||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||
8 мин. СТАДИЯ ВЫЗОВА | ||||||||||
0,5мин. | По звонку я завожу детей в кабинет. — Ребята пройдите, пожалуйста, к столу (они только заходят в кабинет и сразу же направляются к столу на котором лежат отдельные устройства). — Здравствуйте ребята. Меня зовут Алексей Александрович. Я учитель информатики гимназии. Мне очень приятно видеть Вас сегодняшнем уроке. Ко мне на уроки приходят Ваши ровесники, ученики гимназии,первые уроки они то же переживали и волновались, а теперь услыщав звонок с урока они не спешат покинуть этот кабинет. Не бойтесь высказываться, не волнуйтесь, все у нас с Вами получится. — И я надеюсь, сегодняшний урок для Вас будет интересным, увлекательным и самое главное познавательным. | Настроить учащихся на дружеское общение на уроке . Организация групп.Мотивация к изучению новой темы. Выдвиже-ние гипотез к проблемному вопросу Формулирование учебной проблемы в виде темы урока Постановка и уточнение целей урока | Побуждающий диалог Создание интриги . Просмотр отрывка фильма. Метод демонстрации, частично-поисковый. Словарная работа.Анализ слова « кладезь» . Дедуктивный метод.Групповая, коллективная, индивидуаль ная форма работы.
| Смыслообразование (установле-ние учащимися связи между целью учебной деятельнос-ти и ее мотивом). Критический анализ информации.
| Целеполага-ние (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Уметь самостоятельно контролировать ситуацию работы с компьютером. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта Выдвижение гипотез. . | Организовать учебное сотрудничество: сотрудничество с учителем и сверстниками. Осуществление. | |||
0,5мин. | Прежде чем мы начнем урок, я напомню Вам о технике безопасности в кабинете информатики: — Во время работы в компьютерном классе запрещается присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки. — Находясь в компьютерном классе, Вы обязаны соблюдать тишину и порядок, выполнять требования преподавателя; Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю.
| |||||||||
2 мин. | Посмотрите на стол, скажите, что Вы видите? — Флэшки, диски, жесткие диски, дискеты. — Хорошо, возьмите пожалуйста каждый себе по 1 устройству, в процессе нашего урока они Вам понадобятся, а в конце урока Вы мне их сдадите (дети разбирают компьютерные запчасти: 2 жестких диска, 2 DVD диска, 2 дискеты, 2 Flash карты) — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.Включаю видео «Чарли Чаплин» (2слайд) — Ребята, Вы только что просмотрели видео, что Вы можете о нем сказать? — Это фильм. Чарли Чаплин. — А какой это фильм, современный? — Нет, очень старый. — Исходя из того, что Вы только что увидели и имеете на руках, как Вы думаете, какова тема нашего урока? (дети высказывают свои предположения). — Присаживайтесь, пожалуйста, на места (за компьютеры).
| |||||||||
3 мин.
| Молодцы, вы высказали свои предположения, но для того чтобы более точно сформулировать тему нашего урока обратимся к компьютеру. У Вас в компьютерах, на рабочих столах имеется папка «Информатика» в этой папке файл «кроссворд», разгадав который вы и узнаете тему нашего урока. В классе 2 группы: первый — четвертый компьютер I группа (ключевое слово которой «Кладезь»), пятый – восьмой компьютер II группа (ключевое слово которой «информации»). Дети разгадывают. (На интерактивной доске отображаются кроссворды обеих групп, но они не заполнены) — На работу с кроссвордом Вам отводится 3мин.Приступайте. — И так ребята, какое слово получилось у I группы? — «Кладезь»! (на интерактивной доске отображается ключевое слово I группы) — Молодцы, а какое слово получилось у II группы? — «Информации»! (на интерактивной доске отображается ключевое слово II группы) — Замечательно, итак, тема нашего сегодняшнего урока … — «кладезь информации». (тема отображается на интерактивной доске (5 слайд)). | |||||||||
1мин. | Как Вы считаете, что такое «кладезь»? (дети высказывают свои предположения). — Мне необходим помощник, который поможет мне разобраться с понятием «Кладезь» (на интерактивной доске отображается слово «Кладезь») (один из учащихся должен добровольно выйти к интерактивной доске и выделить корень слова — «клад», и присаживается на место). — «Имя ученика», выходите к доске, сейчас мы проверим Ваши знания русского языка. — А все ребята в классе, смотрят и проверяют. — Выделите, пожалуйста, корень слова «кладезь» (ученик выделяет корень «Клад», и при правильном ответе на слайде отображается «сундук с сокровищами который открывается»). — Правильно, слово кладезь происходит от корня «клад» и понятие «Кладезь» принято считать как «источник» или «сокровищница чего-либо», то есть хранилище чего либо важного. (подчеркнутые слова выше отображаются на том же слайде на интерактивной доске). — «Кладезь информации» – «хранилище информации» ( слайд). — А что такое информация? — Для чего нам необходима информация? — Где мы используем информацию? (дети высказывают свое мнение) | |||||||||
1мин. | Вы уже знаете тему нашего сегодняшнего урока, — Какие мы с Вами можем поставить цели и задачи на наш сегодняшний урок? — Воспользуемся нашим ключевым словом «Клад» и сопоставим каждой букве этого слова цель или задачу (в этот момент на интерактивной доске отображается вертикально слово «Кладезь») (учащийся сопоставивший цель или задачу выходит к интерактивной доске и перетаскивает слово напротив буквы). — Совершенно верно, сегодня на уроке мы с Вами будем: К – конструировать; кодировать; Л – логически мыслить; А – анализировать; Д – думать; | |||||||||
15 мин СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | ||||||||||
1,5мин
| На сегодняшнем уроке, мы с Вами поговорим именно о хранилищах информации, то есть о так называемых «Кладезях». — Ребята, Вы абсолютно правы. Человеку постоянно необходима информация (знать, где он находится, сколько времени и даже какие у него оценки и многое-многое другое). И однако, знать всю информацию невозможно, человек просто не сможет ее запомнить! Как человек издавна передавал информацию? — Так как же человек знает все, если это невозможно запомнить? — Он ее записывает, рисует, лепит. — Совершенно верно ребята, совершенно верно. А то на что он записывает или рисует и есть устройство хранения информации. Приведите примеры. (дети высказывают свои предположения) — Достаточно, Вы абсолютно правы, то, что вы только что перечислили и есть … — Устройства хранения информации!
| Актуализа-ция знаний Формировать представление о важности информационных процессов в развитии личности Обработка информации, выделение главного, обсуждение в группе, коррекция знаний. .Самооцен-ка Мотива-ция на получение знаний Познако-мить с алгоритмом работы, с целями данного этапа Получение достовер-ной информа-ции различны-ми способами
| Коллективная. Интерактивные технологии. Метод наблюдение. Приём «выдели главное», исследовательский,эвристический,форма групповая.Работа с таблицами. Метод информацион но- развивающий Знаю сам, спрошу у товарища Объяснение общего алгоритма работы групп | Опыт использования технических средств в учебной и практичес кой деятельнос ти.Критический анализ информации.Опыт использования технических средств в учебной и практичес кой деятельности
| Самостоятельно анализировать условия достижения цели и на основе учёта выделенных учителем ориентиров. Структуирование информации.Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения зна-ний)Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения) Саморегуля-ция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию) | Самостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели. Смысловое чтение.
| Планирование сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |||
1,5 мин. | А сейчас ребята, мы проверим Ваши знания в области истории. Я по очереди вызываю пару с определенным устройством, которое вы получили в начале уроке и Вы соотносите «устройство хранения информации древности» с местом изобрения и применения. (На интерактивной доске отображается карта. Ниже под картой отображаются «устройства хранения информации древности» (глиняная дощечка, пергамент, папирус, бумага) с кратким описанием о появлении и место изобретения).
| |||||||||
1 мин. | — Молодцы, с работой справились. Эти устройства мы называем древними, ими мы с Вами уже практически не пользуемся, за исключением, конечно же, бумаги. — Но помимо древних устройств, существуют и современные устройства хранения информации. Вы их знаете? — Да! — Назовите на каких устройствах мы храним такую информацию как наши фотографии, нашу музыку, фильмы? — На флешке, на диске, на дискете, на жестком диске, в интернете, в телефоне. (если дети не называют телефон, то я их к нему подталкиваю словами) — А телефон? На телефон мы с Вами не сохраняем музыку, фотографии? (дети по очереди высказывают свои предположения) (рассчитываю, что они назовут их правильно). — Ребята, телефоны мы с Вами рассмотрим немного позже.
| |||||||||
1 мин. | — У Вас на столах лежат устройства, которые Вы получили в начале урока. Возьмите их. — Это современные устройства хранения информации, которые появились относительно недавно и считаются современными. Но это не навсегда, наступит время, и все эти устройства также станут древними. — Ну а пока, ребята вспомним, для чего нам необходимы эти устройства? дети высказывают свои предположения — делаем общий вывод — Для хранения информации! — Хотели бы Вы узнать больше об этих устройствах, какие между ними сходства и различия? (рассчитываю, что дети отвечают положительно)
| |||||||||
5 мин. | — Хорошо ребята, вернемся к компьютерам, у Вас на рабочих столах имеется папка «Информатика» в которой Вы уже работали, в ней папка «Устройства». Из всех перечисленных устройств выберите свое устройство, которое Вы получили вначале урока. Изучите информацию о своем устройстве, каждый о своем. После изучения информации, я по очереди вызову пару с определенным устройством к доске, и Вы расскажите всему классу о своем устройстве, которое Вы получили в начале урока, и заполните таблицу согласно Вашему устройству. — На изучение материала, Вам отводится 3 мин. (Во время ответа детей у доски, на интерактивной доске отображается фотография устройств, о которых они рассказывают, также на экране появляется пустая таблица, которую необходимо заполнить, методом перетаскивания. Все дети отвечают по парам). (… последняя пара присаживается на места и…) -Хорошо дети, Вы знали эту информацию об этих устройствах? (рассчитываю, что дети скажут «нет»)
| |||||||||
3 мин | — Ребята, а какие современные устройства хранения информации, Вы считаете самыми популярными? — Флеки — Сейчас ребята, мы с Вами рассмотрим какая информация возможна для записи на flash карту. (на интерактивной доске отображается подготовленный слайд) — А какую информацию, мы с Вами можем записать на Flash карту. — … — Вот смотрите ребята, размер музыкального файла, приблизительно 5МБ, размер качественной фотографии 3МБ, а размер определенного фильма 1ГБ или 1024МБ. — Рассмотрим сколько и какую информацию мы с Вами сможем записать на Ваши устройства. — Флеш карта, объем которой 1ГБ. 1ГБ равен 1024МБ. Сколько песен мы с вами сможем записать на эту флеш карту? — Посчитайте на компьютере с использованием калькулятора. 1024/5=204 песни. — А сколько мы сможем записать фотографий? 1024/3=341 фотографию. — А сколько мы сможем записать фильмов? 1024/1024=1 фильм. | |||||||||
2 мин | Молодцы ребята, справились! А сейчас ребята, вернемся к телефонам. (ребята отвечают положительно) — Вы когда-нибудь задумывались, о том, сколько песен или фотографий можно записать в память Вашего телефона на flash память? (ребята отвечают отрицательно) — Вот сейчас мы с Вами и выясним (на интерактивной доске отображается таблица — Итак, ребята, помогите мне выяснить сколько и какой информации, возможно записать на Flash память моего телефона, если Flash память моего телефона 4Гб.
— Так ребята, пользователи с 1 по 3 компьютер высчитают сколько я могу записать фотографий, пользователи с 4 по 6 компьютер высчитают сколько я могу записать музыкальных файлов, а пользователи 7 и 8 компьютера высчитают сколько я могу записать видеофайлов. — Как только Вы решите задачу, проходите к доске и проверяете. (ребята самостоятельно выполняют задание и заполняют таблицу на доске).
— Теперь ребята, Вы знаете как самостоятельно определить сколько и какой информации можно записать в память Вашего телефона. — Сейчас ребята, самостоятельно, определите, сколько и какую информацию возможно записать на Flash памть Вашего телефона.
| |||||||||
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | ||||||||||
| Молодцы ребята, справились! — Все эти устройства о которых мы с Вами сегодня говорим, и те устройства которые Вы получили вначале урока, в том числе и ваши телефоны, в том числе и папирус, и глиняные дощечку – все это, это устройства хранения важной информации, то есть
— кладези информации либо устройства хранения информации. — А сейчас ребята, необычное задание, продолжите мое высказывание.
— И так ребята, мы с вами только что проверили цели и задачи, которые мы с Вами ставили на наш сегодняшний урок. — Молодцы ребята, сейчас я вручаю Вам Ваш опорный конспект, который Вы сами и составили всем классом на сегодняшнем уроке (раздаю конспекты). — На этом урок окончен, Всем спасибо досвидания. | Коррекция знаний Рефлексия Самооцен-ка | СамоконтрольПроблемный диалог Повторение о способах получения информации | Оценивание усваиваемости содержания. | Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив )
| Структурирова-ние знаний.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение выражать свои мысли
|
Авторы учебника: Босова Людмила Леонидовна и Босова Анна Юрьевна.
Вашему вниманию был предтавлен урок в 5 классе, предмет информатика.
ТЕМА УРОКА: КЛАДЕЗЬ ИНФОРМАЦИИ
Мной была поставлена следующая ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с основными устройствами хранения информации.
Были определены задачи урока:
Сформировать понятие «устройство храниния информации»;
Развивать иформационную культуру учащихся;
Воспитывать познавательные потребности интереса к предмету.
Урок метапредметный и соответствует федеральным государственным стандартам. Я предполагал формирование универсальных учебных действий:
Личностные
Формирование целостного мировоззрения, информационной культуры, а так же уважительного отношения к истории.
II. Метапредметные:
1.Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи, сличать результат с поставленной целью.
2.Коммуникативные: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы, выслушивание собеседника и ведение диалога.
3.Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений.
Предметные универсальные учебные действия
Знать понятия «носители информации» и « объём информации».
На уроке, я использовал следующее оборудование: Персональные компьютеры учащихся, компьютер учителя, интерактивная доска, проектор и принтер.
Весь урок я разделил на 3 этапа: ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕФЛЕКСИЮ.
На первом этапе я поставил следующие задачи: Настроить учащихся на дружеское общение на уроке. Организация групп.Мотивация к изучению новой темы. Выдвижение гипотез к проблемному вопросу. Формулирование учебной проблемы в виде темы урока. Постановка и уточнение целей урока.
Использовал следующие методы и формы: Побуждающий диалог. Создание интриги. Просмотр отрывка фильма. Метод демонстрации, частично-поисковый. Словарная работа (анализ слова « кладезь»). Дедуктивный метод. Формы работы: коллективная и индивидуальная.
Формировал универсальные учебные действия
ЛИЧНОСТНЫЕ: Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. А так же критический анализ информации).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Уметь самостоятельно контролировать ситуацию работы с компьютером. Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта. Выдвижение гипотез.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: Организовать учебное сотрудничество: сотрудничество с учителем и сверстниками.
НА ДАННОМ, Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, БЫЛИ ВЫПОЛНЕННЫ.
ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ КАК … КОТОРЫЕ ОТСТАИВАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ.
На основном этапе я ставил следующие задачи: Познакомить с алгоритмом работы, с целями данного этапа. Актуализация знаний. Формировать представление о важности информационных процессов в развитии личности. Обработка информации, выделение главного, обсуждение в группе, коррекция знаний. Самооценка. Мотивация на получение знаний. Получение достоверной информации различными способами.
Использовал методы и формы: Коллективная, групповая. А так же интерактивные технологии. Метод Наблюдения. Приём «выдели главное», исследовательско-эвристический. Работа с таблицами. Метод информационно-развивающий. Объяснение общего алгоритма работы групп.
Формировал универсальные учебные действия
ЛИЧНОСТНЫЕ: Опыт использования технических средств в учебной и практической деятельности. Критический анализ информации.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров. Структуирование информации. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Смысловое чтение.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: Планирование сотрудничества со сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов. Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
НА ДАННОМ, Я СЧИТАЮ, ЧТО ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, БЫЛИ ВЫПОЛНЕННЫ.
ХОЧУ ОТМЕТИТЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ КАК … КОТОРЫЕ ОТСТАИВАЛИ СВОЕ МНЕНИЕ.
На заключительном этапе, я ставил следующие задачи: Коррекция знаний. Рефлексия. Самооценка.
Использовал следующие методы и формы: Самоконтроль. Проблемный диалог. Повторение.
Формировал универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ: Оценивание усваиваемости содержания.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Структурирование знаний. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: Умение выражать свои мысли.
Физминутку, заменили хождением по классу. Я считаю с целями и задачами которые были поставленны в начале урока, мы совместно с ребятами справились.
Хотелось бы сказать спасибо ребятам, которые вели себя активно и раскрепощенно, не смотря на то что урок вел не знакомый для них учитель. Особая благодарность классному руководителю и учителям, преподающим в этом классе.
Спасибо за внимание.