Конспект урока по Информатике «Кодирование числовой информации. Представление информации с помощью систем счисления» 9 класс

6



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Кодирование числовой информации. Представление информации с помощью систем счисления.»


ФИО

Макшанцев А.М.

Место работы

МОУ «Сош с.Старые Озинки»

Должность

Преподаватель-организатор ОБЖ

Предмет

информатика

Класс

9

Тема и номер урока в теме

«Кодирование числовой информации. Представление информации с помощью систем счисления.», №22

Базовый учебник

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса./Н.Д.Угринович. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 295с.: илл.


  1. Цель урока: создать усло­вия для осмысления новой учебной инфор­мации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усво­ения системы знаний и умений.

  2. Задачи:

— обучающие:

  • Способствовать запомина­нию цифрового материала как ориентира для понимания теории о системах счисления.

  • способствовать по­ниманию теории о системах счисления, способах записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязи между системами счисления,

  • Способствовать формированию навыков выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.

-развивающие:

  • Способствовать обучению школьни­ков умению отвечать на вопросы учи­теля по изученному материалу.

  • Способствовать обучению школь­ников умению определять черты сходства и различия в позиционных и непозиционных системах счислениях.

-воспитательные:

  • способствовать фор­мированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

  • способствовать формированию познавательного интереса, логического мышления.

  1. Тип урока — Изучения нового материала и первичного закрепления

  2. Педагогические технологии: технология сотрудничества, проблемно-поисковый метод, информационно-компьютерные технологии.

  3. Необходимое техническое оборудование и материалы- ПК, интерактивный комплекс, песочные часы, раздаточный материал

  4. Структура и ход урока



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)



Оргмомент.


Приветствует учащихся, про­веряет готовность рабочего места школьников к учебному занятию

Приветствуют учителя, прове­ряют наличие дидактических материалов для работы на занятии

2

Целеполагание и мотивация.

Информация по тексту 1

ЭОР: интерактивная доска

Слушают учителя, работают в группах, объявляют решения группы

8

Актуализация

Как вы поняли сегодня мы должны узнать что такое системы счисления и на какие виды они разделяются.

Сейчас в тетрадях запишите число и тему урока.

А теперь ниже запишите: «Я хочу научиться…» и продолжите фразу.

Слушают учителя, записывают в тетради

3

Первичное усвоение материала

Текст 2


ЭОР: Презентация (Слайды 1-12 )

Осознают основные правила работы на занятии

Ученики слушают и записывают определение понятий цифра, число, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления

10

Осознание и осмысление учебной информации.


Объясняет правила работы в группах и определяет задание для каждой группы

ЭОР: Интерактивная доска, Презентация (Слайды 13-15)


Работают в группах, отвечают на вопросы, выполняют задание у доски.

15

Информация о домашнем задании.


Формулирует домашнее задание

ЭОР: Презентация (Слайд18 )

Записывают в тетради домашнее задание

2

Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги урока: Итак, наше путешествие по системе счисления на этом не заканчивается, оно только началось, но мы уже имеем результаты.

Посмотрите в начало лекции, прочитайте, чему вы хотели научиться. Получилось ли у вас то, что вы желали? Я предлагаю вам написать электронное письмо с двумя предложениями. Первое предложение вы уже написали в начале урока: Я хочу научиться. А второе предложение начинается фразой: Я научился..

Выставляет оценки.

Отвечают, высказывают свои мысли и пожелания.

Выставляют оценки в дневники и подают их на подпись учителю

3



Текст 1. АМО«УЛЬИ»:

Представьте, что мы живем в первобытное время. Место нашего обитания – большая пещера. Жизнь проходит в постоянном поиске пропитания и поддержания племенного костра. Если потухнет костер, это может грозить гибелью всего племени от холода и голода. Ни читать, ни считать мы соответственно еще не научились. Правит племенем великий мудрец. (Это буду я). Живем мы тем, что часть племени отправляется охотиться и приносит добычу для всех одноплеменников. Итак, вы племя и мы разделим вас на две группы охотников. (делим класс на две группы)

И вот две группы отправились на охоту. Но вдруг обнаруживается, что по соседству бродит отряд враждебного племени. Каждая группа посылает связного к мудрецу, чтобы сообщить о незваных гостях. Но вы должны мне объяснить это на пальцах. (пальцы ног в счете не участвуют). Первая группа встретила отряд из 23 человек, а вторая из 24.

У вас на столах листочки, где вы должны придумать, как объяснить мудрецу то, сколько врагов находится поблизости. Каждый участник группы записывает свое решение, затем вы решаете, какой способ счета лучший и посылаете ко мне связного для донесения.

После обсуждения (3 мин.) на доске записывается способ, представленный группой.


Подсказать способ с камешком, раковиной определять десятки, сотни.

Повторить задание со 123 врагами.

Сделать вывод о системах счисления.


Итак, Даже у людей каменного века была необходимость что-либо считать, будь то количество оружия, или овец в стаде. Для того чтобы запомнить количество животных люди откладывали столько камней, сколько было овец. Тогда они могли выяснить, каков был приплод, или сколько овец погибло при наводнении.

Вы сейчас узнали как тяжело было первым людям.


Как вы поняли, сегодня мы должны узнать что такое системы счисления и на какие виды они разделяются.

А теперь ниже запишите: «Я хочу научиться…» и продолжите фразу.


Текст 2. Рассказ+презентация

Числа были всегда и 4 и 5 тыс. лет назад, только правила изображения их были другими. Но смысл был один: числа изображались с помощью определенных знаков – цифр. Так что же такое цифра? А как вы думаете, чем отличается цифра от числа? И что же такое число? (слайд 2)

Итак, число-величина, которая складывается из цифр по определенным правилам. Эти правила получили название Система счисления.

Теперь я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие во времени. (Слайды 3-13)

Определения конспектировать.

Далее по презентации.

Текст 3. АМО «Работа экспертных групп.»

Сейчас я предлагаю вам выступить в роли экспертов. (Класс делится на 3 группы)

Каждая группа будет специалистом в определенной СС. Я раздам конспекты. Вы должны познакомиться с текстом и ответить на несколько вопросов.

  1. К какому виду систем счислений относится описанная в тексте?

  2. Вспомните, где используются сегодня элементы этой СС?

  3. Выполнить задание.



Группа 1: Древнерусская система счислений.

В одной из славянских рукописей рассматривается «великий счет», доходивший до числа 10 в степени 50. Далее говорилось: «И более сего несть человеческому уму разумевати».

Такая запись чисел была достаточно сложна, поэтому в старину на Руси среди простого народа широко применялись системы счисления, отдаленно напоминающие римскую. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати – ясака (ясачные грамоты) и делали записи в податной тетради.

Вот текст закона об этих ясачных знаках: «Чтобы на каждой квитанции, выдаваемой Родовитому Старосте, от которого внесен будет ясак, кроме изложения словами, было показано особыми знаками число внесенных рублей и копеек так, чтобы сдающие простым счетом сего числа могли быть уверены в справедливости показания. Указанные в квитанции знаки означают:

Дабы не можно было сделать здесь никаких прибавлений, все таковые знаки очерчивались ругом прямыми линиями»

Например, 1232 рубля 24 копейки изображались так:


Вопросы:

  1. К какому виду систем счислений относится описанная в тексте?

  2. Вспомните, где используются сегодня элементы этой СС?

  3. Выполнить задание: Запишите в тетради число 2312р, 13 коп.


Ответ:

1. Непозиционная

2. Отголоски такой системы счисления встречаются сегодня у военных, для обозначения курса, на котором учится курсант (нашитые полоски на рукаве). Этой системой пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст. Именно унарная система лежит в фундаменте арифметики, и именно она до сих пор вводит школьников в мир счета.

Но мы до сих пор пользуемся элементами непозиционной системысчисления в обыденной речи, в частности, мы говорим сто, а не десять десятков,тысяча, миллион, миллиард, триллион.


Группа 2. Римская система счислений.


В ее основе лежат знаки I(один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, X (две сложенные ладони) для 10, а также специальные знаки для обозначения чисел 50, 100, 500 и 1000. Для обозначения чисел 100, 500, 1000 стали применять первые буквы соответствующих латинских слов (100 – Centum, сто; 500 – Demimille, половина тысячи; 1000 – Mille, тысяча).

Величина числа определяется как сумма или разность чисел. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа- прибавляется.



Вопросы:

  1. К какому виду систем счислений относится описанная в тексте?

  2. Вспомните, где используются сегодня элементы этой СС?

  3. Выполнить задание: Какое число здесь записано? MCMLXXXVI


Ответы :

1. Непозиционная

2. Римская система счисления сегодня используется в основном для наименования знаменательных дат, томов, разделов и глав в книгах, для маркировки циферблата часов…

  1. Задание Какое число здесь записано? 1986



Группа 3. Вавилонская система счислений.


До нашего времени дошли глиняные таблички Древнего Вавилона, на которых решены сложнейшие задачи, такие как вычисление корней, отыскание объема пирамиды и т.д. Всего в основании Вавилонской системы счислений 60 цифр.

Для записи чисел вавилоняне использовали всего 2 знака: клин вертикальный (единицы) и клин горизонтальный (десятки). Все числа от 1 до 59 записывались с помощью этих знаков, как в обычной иероглифической системе.

= 33

Все число в целом записывалось в позиционной системе счисления с основанием 60. Например:

Запись обозначала 6*60+3=363

У вавилонян был и знак, игравший роль нуля. Им обозначали отсутствие промежуточных разрядов, но отсутствие младших разядов не обозначалось никак. Так, число записанное в виде трех вертикальных клинов могло обозначать 3, и 180=3*60, и 10800=3*60*60. Различать их можно было только по смыслу.


Вопросы:

  1. К какому виду систем счислений относится описанная в тексте?

  2. Вспомните, где используются сегодня элементы этой СС?

  3. Выполнить задание: Написать числа 12, 45, 28 по вавилонски.


Ответы:

1. Позиционная

2.Отголоски Вавилонской (шестидесятиричной) системы счисления мынаходим в делении часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, полный угол 360 градусов.



Письмо самому себе 111 (на е-майл)

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Программа Microsoft Office Publisher. Создание образовательной продукции"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: