Тема урока: «Кодирование информации».
Цель урока: составить общее представление о способах обработки информации.
Задачи:
Предметные:
дать понятие “кодирование информации”, “декодирование”, “код”;
расширить и систематизировать представления учащихся о кодировании и декодировании информации;
Метапредметные: способствовать развитию у учащихся общеучебнго умения анализа, сравнения, классификации.
Личностные: расширить представления о языке, его роли в передачи собственных мыслей и общения с другими людьми, способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники, раздаточный материал.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Используемые образовательные технологии: проблемного обучения, деятельностного подхода.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый. Приемы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.
Основные понятия: код, кодирование, декодирование.
Требования к знаниям/умениям учащихся:
знать: понятие код, кодирование, декодирование, способы кодирования информации
уметь: декодировать знаковую и числовую информацию, приводить примеры использования кодирования информации.
Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный этап (1 мин.) | Приветствие, проверка присутствующих и готовность класса к уроку |
|
Опрос домашнего задания (4 мин). | Письменный фронтальный опрос- Тест «Информационные процессы» | Письменно выполняют задания теста |
Актуализация знаний ( 3 мин.) | На прошлом урок мы выяснили, что одну и ту же информацию человек может представить в разном виде. Часто у людей возникает необходимость зашифровать, закодировать информацию. людям каких профессий и с какой целью необходимо кодировать информацию? Почему кодирование информации особенно важно в наши дни? Сегодня на уроке мы познакомимся со способами кодирования информации человеком. Записываем тему урока. | Отвечают на вопрос. Записывают тему урока. |
Изучение нового материала ( 29 мин) | Код — набор условных обозначений для представления информации. Кодирование — процесс представления информации в виде кода по строго определенным правилам. Декодирование информации- ее расшифровка. Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации: 1) графический — с помощью рисунков или значков; 2) числовой — с помощью чисел: 3) символьный с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Графический способ кодирования информации с помощью рисунков и значков особенно широко применяются в вооруженных силах РФ. Выполните задание №1,2 ( ответ задание №1. БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ. Ответ задание №2.1. С ЮГА НАСТУПАЮТ КОРАБЛИ. 2.2. ИНТЕРНЕТ Символьный способ кодирования информации любят школьники. Выполните задание №3. ( Ответ 3.1. ГРОЗА, 3.2. ТОЧКА)
Люди научились считать тогда же, когда и говорить. Первым изображением чисел стали пальцы. Что считали древние люди с помощью пальцев? ( Количество человек в племени, животных, преследуемых охотниками, количество охотников, товара, используемого при обмене…). От пальцевого счета берет начало пятеричная система исчисления ( 5 пальцев). Затем человек научился считать с помощью двух рук ( десятерична система исчисления), добавив пальцы но, возникла двадцатеричная система исчисления. С появлением сельского хозяйства у людей возникла необходимость записывать цифры. Для чего? ( нужен был календарь, чтобы определять время посева и сбора урожая). А как древние люди записывали цифры? ( делали зарубки на палочках, чертили палочки на дощечках…). Какие цифры вы знаете? (римские и арабские). Где используются римские цифры? ( указывают номер века, порядковый номер монарха, циферблат часов, валентность химических элементов…). Для чего сегодня человек использует цифры? ( для записи, счета, указывает номера страниц, циферблат часов, на монетах, день месяца… Числовое кодирование используется для разных целей. Выполните задания №4,5. С какой целью в данных примерах используются цифры? (Для кодировки слов с помощью алфавита). Выполните задание №6 С какой целью здесь использовано численное кодирование? ( Каждой букве присвоен определенный код. Узнав коды из представленных слов можно определить искомое слово). |
.
Письменно выполняют задание №1-3
Отвечают на вопрос учителя
Письменно выполняют задание №4-6
|
Закрепление ( 5 мин) |
|
|
Домашнее задание (2 мин.) | Глава 1.2. прочитать, устно ответить на вопросы. Решить задания.
| Записывают домашнее задание |
Рефлексия ( 1 мин.) | Продолжите предложение « Сегодня на уроке я узнал…я научился…» |
|
Источники информации:
Информатика и ИКТ. 8 класс. Поурочные разработки. Методическое пособие. Босова Л.Л.М.: БИНОМ Лаборатория знаний -2013, 61с.
Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. М.: БИНОМ Лаборатория знаний-2012, 95с.
Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014./ Под ред. Л.Н.Евич, С.Ю.Кулабухова.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.-208 с.
Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003-232 с.
https://photo.pixasa.net/show/e90de740-5e85-4f3f-ad97-66442fc1e145
Тест по теме « Информационные процессы» 1 вариант 1.Примером информационного процесса может служить: а) изготовление бумаги б) выплавка стали в) выращивание овощей дискете г) хранение данных на компьютере 2. Записная книжка обычно используется с целью: а) обработки информации б) хранения информации в) передачи информации г) хранения, обработки и передачи информации 3. Произошло событие: лиса взяла след зайца. Органом, воспринявшим информацию, является: а) кожа в) нос б) язык г) ухо 4. На метеостанции измерение температуры воздуха представляет собой процесс: а) хранения информации б) передачи информации в) защиты информации г) сбора информации 5. Примером передачи информации может служить процесс: а) отправления телеграммы б) поиск нужного слова в словаре в) коллекционирование марок г) поиск ошибок в диктанте 6. Средством представления информации на бумаге НЕ может быть: а) буква в) сигнал б) знак г) символ Тест по теме « Информационные процессы» 2 вариант 1.К средствам передачи звуковой информации можно отнести а) учебник истории б) вывеску названия магазина в) журнал г) аудиокассету 2. Примером информационного процесса может служить: а) строительство зданий б) процесс поиска нужной литературы в библиотеке в) процесс производства электроэнергии г) процесс добычи полезных ископаемых 3. Произошло событие: повар принял решение подсолить борщ. Органом, воспринявшим информацию, является: а) кожа в) нос б) язык г) ухо 4. В отделении ЗАГСа регистрируют факт рождения ребенка. С какой целью это делается? а) хранения информации б) передачи информации в) сбора информации г) сбора, обработки, хранения и передачи информации 5. Примером обмена информации может служить процесс: а) выполнение домашней работы по физике б) наблюдение за поведением рыб в аквариуме в) прослушивание радиопередачи г) разговор по телефону с другом 6. Средство представления информации на аудиодиске: а) буква в) сигнал б) знак г) символ
Лист заданий по теме « Кодирование информации»
Задание №1. Для общения между кораблями была изобретена семафорная азбука- язык общения с помощью флагов. Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:
______________________________________________ Семафорная азбука
Задание №2.
2.1. От разведчика была получена радиограмма с использованием азбуки Морзе. Помогите расшифровать ее. Буквы отделены друг от друга пробелами. Слова отделены друг от друга цветом.
…..— —. .- -. .- … — ..- .—. .- ..— — .-. — .-. .- -… .-.. ..
Азбука Морзе
2.2. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передачи радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались следующие буквы:
И | Н | Р | Т | |
-… | .- | — | ..- | … |
Расшифруйте радиограмму .—…-…..—-……
Задание №3.
Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщения собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведен ниже. Расшифруйте сообщение, если известно, что буквы в нем не повторяются:
-!-!-##!-
Р | З | А | Г | О | |
#- | !- | -# | #!- | — | ! |
Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщения собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведен ниже. Расшифруйте сообщение, если известно, что буквы в нем не повторяются:
***%%*
О | К | А | Т | Ч | |
%* | * | *% | %* | * | |
Задание №4.
Мальчик зашифровал свое имя, заменив каждую букву ее порядковым номером в алфавите. В результате получилась запись: 1361615105. Какое слово было зашифровано?
Мальчик зашифровал свое имя, заменив каждую букву ее порядковым номером в алфавите. В результате получилась запись: 14102311013. Какое слово было зашифровано?
Задание №5.
5.1. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте фразу: “Урок».
5.2. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте фразу: “Перемена».
Задание №6. Для шифровки каждой буквы слова используется двузначное число. Известно, что буква «к» кодируется числом 15. Среди слов «торт», «ежик», «станок», «беседа» есть слова, кодируемые последовательностью цифр: 35291815, 303113241115.
3.1.Какая последовательность цифр является кодом слова «китенок»?
3.2. Какая последовательность цифр является кодом слова «стена»?