Конспект урока по информатике в 8 классе
Автор: Чиркова Анна Николаевна
Занимаемая должность: Учитель информатики
Место работы: МБОУ Первомайская сош Шипуновского района Алтайского края
Тема: Количество информации, как мера уменьшения неопределенности знаний.
Тип урока: комбинированный
Цели:
Обучающая — дать определение единицы измерения информации;
развивающая – развивать интерес к изучаемой теме, логическое мышление;
воспитывающая – воспитывать у ребят дисциплинированность и внимательность на уроке.
План:
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
3. Решение задач.
4. Домашнее задание.
5. Итог урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Количество информации, как мера уменьшения неопределенности знаний».
2. Изучение новой темы.
— Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний. Получение новой информации приводит к расширению знания или, как иногда говорят, к уменьшению неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности нашего знания , то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
Количество информации можно рассматривать как меру уменьшению неопределенности знания при получении информационного сообщения.
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I., которое несет полученное сообщение:
N=2I.
Для количества выражения любой величины необходимо сначала определить единицу измерения.
За единицу измерения количества информации принимается количество информации, содержащееся в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа бит.
Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей – байт, причем
1 байт= 8 битов-23битов
Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц использует коэффициент 10n, где n = 3,6,9 и т.д., что соответствует десятичным приставкам «кило» (103), «гига» (106) и т.д.
В компьютере информация кодируется с помощью двоичной системы счисления, поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n.
Условное обозначение | Соотношение с другими единицами | |
1 килобайт 1 мегабайт 1 гигабайт 1 терабайт 1 петабайт | Кбайт Мбайт Гбайт Тбайт Пбайт | 210 байт =1024 байт 210 Кбайт =1024 Кбайт 210 Мбайт =1024 Мбайт 210 Гбайт =1024 Гбайт 210 Тбайт =1024 Тбайт
|
3. Решение задач.
1. задача.
Укажите правильный порядок возрастания единиц измерения объема информации и укажите их соотнесение друг с другом:
А) бит, мегабайт, килобайт, терабайт, петабайт.
Б) байт, бит, килобит, мегабит, терабит
В) бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
2. Задача.
Вычислите, какое количество информации в битах содержится в 1 килобайте, 1 мегабайте, 1 гигабайте
ОТВЕТ:
1 кбайт= 210+23=213 бит
1 мбайт=210 +210+23=223 бит
1 гбайт=210 + 210 + 210+23=233 бит
3. Задача.
На стандартно оформленной машинописной странице должно быть 30 строк по 60 символов в каждой. Определить информационный объем страницы в битах. Объем информации, содержащийся в 1 символе, равен 1 байту.
Ответ:
30*60=1800 символов на 1 строке
1800*23=14400 бит на 1 странице.
5. Итог урока
Вопросы для закрепления:
1. Что такое количество информации?
2. Что принято за единицу количества информации?
3. Сколько бит в 1 байте?
Источники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Н.Д Угринович. М.: Бином. 2010 г.