Конспект урока по Информатике «Компьютер и здоровье школьника»

Компьютер и здоровье школьника

Вихрова Т.В., учитель информатики МОУ «Некрасовская СОШ»


Введение.

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых компьютер и Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события свои сторонники и противники. Компьютер хоть и облегчает жизнь, но в то же время может вызвать множество заболеваний, в том числе зависимость. Бесспорно, компьютер в 21 веке порой заменяет подросткам друзей, родителей, школу…


Актуальность выбранной темы

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему я поднимаю в своей работе.


Цели и задачи работы:

  • Изучить влияние компьютера на здоровье ребенка, с помощью имеющихся источников информации.

  • -Провести анкетирование учеников 5-11 классов).

Я постаралась доступно для человека, не имеющего отношения к медицине, описать заболевания пользователей компьютеров, способы профилактики


История появления компьютера

В конце XIX века Герман Холлерит в Америке изобрел счетно-перфорационные машины. В них использовались перфокарты для хранения числовой информации.

Первая ЭВМ — универсальная машина на электронных лампах была построена в США в 1945 году. Называлась она ENIAC.

Компьютеры, в таком виде, какими мы видим их сейчас, появились в 70х годах 20 века


Плюсы работы за компьютером

Переложение повседневных задач с человека на машину.

2. Средство для получения новых сведений, общения.

4. Не существует лучшего средства для работы в офисах.

5. Компьютер — недорогой и многофункциональный мультимедийный центр .

6. Компьютер предоставляет профессиональные средства для создания и редактирования мультимедиа любому пользователю.

7. Компьютер — основа для сети массовой информации, служащей отдельным рынком с биржами и вакансиями.

9. Компьютер — посредник между человеком и миром машин и автономной техники.





Минусы:

  • Детский фактор. Многие дети вступают в нежелательные контакты с негативным контентом и людьми, общение без учёта возраста.

  • Малая понятность. Обучение компьютерной грамотности часто более сложное, нежели представляется.

  • Дополнительные расходы за электричество и подключение к интернету.

  • Содержание. Компьютер требуется ремонтировать и содержать в правильном состоянии, что повлечёт дополнительные расходы времени и нервов.

И самое главное – частое сидение за компьютером влечет за собой много различных заболеваний!


Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • Сидячее положение в течение долгого времени;

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • Перегрузка суставов кистей;

  • Стресс при потере информации.


Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в удобной позе, однако: напряжены шея, руки и плечи, отсюда остерохондроз, а у детей — сколиоз.

Воздействие на зрение

Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию, а тем более мерцание экрана. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения.

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от ударов по клавишам, возникают онемение, слабость. Это может привести к повреждению суставов и связок кисти, а в дальнейшем заболевания могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своих файлов. А ведь и вирусы не дремлют, и самый дорогой компьютер может сломаться, и даже опытный пользователь ПК может нажать не на ту кнопку… В результате такого стресса – различные нервные и сердечные заболевания.


Влияние компьютера на ребенка

Зачем ребенку компьютер? Компьютер покупается для игр, учебы. Родители в это время спокойно работают, зная, что ребенок занят делом дома и ему ничего не грозит. Но они не задумываются, что компьютер – это тоже в своем роде угроза. Угроза здоровью их ребенка.


Можно выделить три основных направления использования компьютера детьми: познавательное, игровое и коммуникативное. Крайность любого из них может привести к опасности:

увлеченность компьютерными играми: крайний вариант – игромания;

увлеченность познанием в сфере технологий и программирования: крайность – хакерство;

увлеченность средствами сетевой коммуникации: опасность – интернет-зависимость.


Даже непродолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как учебные занятия вызывают усталость у 54% подростков.

Увлекшись компьютером, испытывая эмоциональный подъем, школьники не замечают утомления. Если же на экране не обучающая программа, а компьютерная игра, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.


Сегодня за компьютером сидят и малыши! В детском саду много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они почти бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо. Велико же удивление родителей, когда они узнают, что виновник — любимый компьютер! 


Основные последствия часов, проводимых у монитора:

  • Понижение успеваемости

  • Недосып (ребенок по ночам сидит в компьютере)

  • Постоянный стресс

  • Развитие различного рода заболеваний

  • Отрицательное влияние на психику ребенка контента, не предназначенного для детей и подростков,


Человеку, чтобы выспаться, необходимо 7-8 часов. А ребенку или подростку – 8-10. Те, кто спят меньше, в 5 раз больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, стрессам.

Ученые выяснили, что люди, которые хронически недосыпают, едят больше. Следовательно, они больше рискуют растолстеть.

Недосыпание также часто связано с развитием такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония.


Правила работы за компьютером

Правил немного, поэтому соблюдать их не составит труда, зато это позволит сохранить отличное зрение, осанку, получать от работы за компьютером удовольствие и не чувствовать дискомфорта.

  • Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером.

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено и удобно. Правильное освещение снижает нагрузку на глаза до 30%.

  • Стул должен быть со спинкой. Сидеть следует на расстоянии не менее 50–70 см от монитора, взгляд должен находиться на уровне центра экрана.

  • В комнате, где стоит компьютер, систематически должна проводиться влажная уборка, помещение должно проветриваться.

  • Не смотрите долго в одну точку. Должны попеременно работать все мышцы глаз, нагрузка будет распределяться равномерно, что позволит избежать переутомления.

  • Обязательно делайте перерыв в работе через каждые 1-2 часа работы, ни в коем случае не проводите перерыв за компьютером, читая почту или смотря фильм.

  • Начинайте работать, только приняв правильную позу.

  • Выбирайте для работы удобное кресло. Желательно, эргономическое (ортопедическое) кресло с подлокотником и подголовником.

  • Периодически закрывайте глаза на 5-10 секунд, можно приобрести специальные очки для работы за компьютером.

  • Работайте с удобной мышкой, приятного веса, от которого не ломит в запястьях, используйте коврики достаточного размера, желательно с поддерживающей подушкой, которая помогает руке расслабиться.

  • Есть специальные перчатки, для тех, кто много работает за компьютером. Они фиксируют запястья, препятствуя истончению суставов.


Упражнения для поддержания здоровья при работе за компьютером

1) Сидя на кресле прижмите ладони к бедрам, локти к телу, затем попробуйте 5-10 раз свести лопатки вместе. Упражнение можно делать по 10 повторов 2-3 раза в день.

2) Медленно наклоните голову, подбородком достаньте до груди, поверните голову направо/налево. По 5-8 повторов до 3-х раз в день.

3) Встаньте, поднимите руки, медленно наклонитесь вправо-влево с поднятыми руками. 1-3 повтора до 5 раз в день, это позволят позвоночнику снять напряжение.

4) Потрите ладони, пока не почувствуете прилив теплоты.

5) Закройте глаза, посидите спокойно 5-10 секунд, поводите глазными яблоками по часовой стрелке, затем в обратном направлении — 2-3 раза в день по 5-7 вращательных движений за раз.

6) Найдите за окном удаленный объект. Посмотрите на кончик носа, затем обратитесь к объекту за окном — сделать 1-3 раза. Первое время может возникать ощущение потери ориентации, это происходит из-за долгой фокусировке на мониторе во время работы.




Мои исследования.

Исследование проводилось среди учащихся МОУ «Некрасовская СОШ». Для определения степени значимости компьютера в жизни школьников им была предложена анкета. Всего было опрошено 35 учащихся с 7 по 11 класс.

Из 35 опрошенных компьютер есть у 31, нет у 4 человек


В возрасте 5-10 лет начали работать за компьютером 15 человек, 10-15 лет – 20 человек

менее 1 часа за компьютером проводят 4 человека, от 1 до 3 часов в день – 13 человек, более 3 часов в день – 18 человек.


Не представляют жизни без компьютера 9 человек, 26 используют его по мере необходимости.


22 человека используют компьютер для общения в социальных сетях, 9– для игр, 7– для подготовки к занятиям с целью поиска информации в Интернете и оформления сообщений или докладов.


У 45% учеников бывают ссоры с родителями из-за компьютера, долгой игры перед монитором.

16 учеников предпочитают компьютер, нежели прогулку с друзьями (14) или посещение спортзала (5)

Вывод:

Компьютер много значит для современного поколения; некоторые с его помощью общаются, некоторые используют его в качестве поисковика информации для докладов, рефератов и т. Но значительное количество школьников проводят время у монитора без пользы, играя в игры, многие даже не представляют жизни без него, провоцируя тем самым ссоры с родителями.


Заключение

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала следующие выводы:

  • Дети быстро приспосабливаются ко всему новому. Для них компьютер может быть другом, помощником, и злейшим врагом. Он может быть необходим при обучении, а может вызвать массу заболеваний и привести к одиночеству.

  • Развитие новых технологий требует знания компьютера. Но при этом не стоит забывать и о своем здоровье.

  • Компьютер должен стать партнёром — соблюдение несложных правил работы позволит сохранить здоровье и одновременно открыть мир его огромных возможностей.


Библиографический список:



1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.

2.Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 — №8, стр.56.

3.  Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 — №8, стр.22

4. Компьютер и здоровье ребёнка — https://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631

5. Компьютер и ребенок: все за и против — https://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816





Свежие документы:  Конспект урока по информатике в 5 классе на тему: «Носители информации. Рабочий стол»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: