«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»
5 класс.
УМК: Информатика. 5 класс ФГОС. Босова Л.Л. [2013]
Оборудование:
Демонстрационный материал Системный блок
Тетрадь, ручка;
Компьютеры учащихся,
Компьютер учителя,
Интерактивная доска,
Проектор.
Тип урока:изучение нового материала, обобщение.
Цели:
познакомить с возможностями персонального компьютера.
повторить назначение основных устройств компьютера;
узнать внутреннее устройство системного блока;
Воспитательные:
Способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков, культуры общения;
Способствование формированию мотивации на здоровый образ жизни и обеспечивать здоровьесберегающую среду
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;
Способствовать развитию познавательного интереса, воспитанию информационной культуры, внимательности.
Планируемые результаты:
предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;
метапредметные – развитие ИКТ-компетентности; умение определять понятия, умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного человека.
Методы:
частично-поисковый, элементы исследовательского метода
наглядно-демонстрационные;
беседа;
практический.
Дидактические материалы: Презентация «Компьютер на службе человека», «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»
Игра «Пары» https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
Раздаточный материал схема «Устройства компьютера»
ЭОР: Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД | Результат работы ученика | |
I.Мотивационный/ 1 мин | Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку. | Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку. | Р.способность к волевому усилию, готовность к уроку. Л. знание моральных норм. | Готовность к уроку. |
II. Повторение материала / 5 мин | Проводит фронтальный опрос для актуализации знаний для дальнейшего выполнения исследовательского задания. | Отвечают на вопросы. | К.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Л.осмысление задания. |
|
III. Основной этап урока
Исследовательская работа в группах / 9 мин | Ставит проблемный вопрос «Существовали ли устройства для работы с информацией до изобретения компьютера? Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы по составлению таблицы «Устройства для работы с различными видами информации в разных профессиях» | Просматривают презентацию «Компьютер на службе человека» и заполняют таблицу. | П. выбор оснований и критериев для сравнения. Р.умение понимать ход работы. К.определение цели, функций участников, способов их взаимодействия, инициативное сотрудничество в группе. Л.ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности в группе | Результаты представлены в таблице. |
Промежуточный контроль / 5 мин
| Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов самостоятельной работы, и по определению темы урока. | Представляет и сравнивает результаты выполненной работы, формулирует тему урока.
| Р. умение представить результаты работы, сличение способа действия и его результата. К.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера. Л. понять значимость полученных результатов. | Формулировка темы урока. |
Введение основных понятий / 12 мин | Вводит определение понятие «универсальный» Слайд 3, актуализирует понятия «информатика», «данные», «программа». Слайд 4 | Формулируют понятия и оформляют конспект | П. умение формулировать понятие. | Конспект |
| Представляет демонстрационный материал по устройству компьютера. | Заполняют схему указывая названия устройств компьютера. | П. преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и представленной учебной целью. | Результаты представлены в схеме |
IV. Закрепление материала / 10 мин | Организует безопасную работу учащихся за компьютером | Выполняют задание за компьютером «Пары» | П. выдвижение гипотез их обсуждение, доказательство. Р. Составление плана и последовательности действий. |
|
V. Рефлексивный / 3 мин | Предлагает оценить свою деятельность по данным им критериям, указываю возникшие трудности на уроке. | Оценивает свою деятельность, указывают на возникшие трудности при выполнении заданий на уроке. | П.знать критерии оценивания. Р.оценивать свою деятельность, волевая саморегуляция к преодолению препятствий. Л.понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений. | Оценка своей деятельности, эмоционального состояния |
Ход урока
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
познакомятся с возможностями персонального компьютера.
повторят назначение основных устройств компьютера;
узнают внутреннее устройство системного блока;
будут уметь выбирать и запускать нужную программу
Воспитательные:
Способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков, культуры общения;
Способствование формированию мотивации на здоровый образ жизни и обеспечивать здоровьесберегающую среду
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;
Способствовать развитию познавательного интереса, воспитанию информационной культуры, внимательности.
Учебная задача: выяснить области применения компьютера в современном обществе, изучить устройство компьютера
Оборудование:
Демонстрационный материал Системный блок
Тетрадь, ручка;
Компьютеры учащихся,
Компьютер учителя,
Интерактивная доска,
Проектор.
Ход урока
I.Мотивационный
1. Вступление:
Учитель: — Здравствуйте ребята. Посмотрите все ли у вас готово к уроку: тетрадь, ручка, карандаш. А у соседа по парте?
Спросить дежурных: «Все ли присутствуют на уроке?»
— Я рада вас видеть!
Ученики: приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку, называют отсутствующих.
II. Повторение материала
Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование в каких профессиях можно применять компьютер, вспомним основные устройства компьютера и заглянем внутрь системного блока и выполним практическое задание за компьютером.
Я предлагаю вспомнить о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 9 и ответим на вопросы 1, 2, 4, 5, 6. Учитель проводит фронтальный опрос для актуализации знаний для дальнейшего выполнения исследовательского задания.
Дети Отвечают на вопросы.
Информация сведения об окружающем нас мире.
Зрение – глаза, звук – уши, вкус – рот, обоняние – нос, осязание — кожа.
Да.
Нет
Какие материалы использовать, как выполняется работа.
III. Основной этап урока
Исследовательская работа в малых группах
Учитель из приведенных вами ответов становится понятным, что человек в своей жизни всегда использовал и обрабатывал информацию. Как вы думаете: «До изобретения компьютера существовали ли устройства помогающие человеку работать с информацией?
Учащиеся Да?
Учитель Что это были за устройства я предлагаю вам выяснить самостоятельно. Объединитесь парами и откройте для просмотра презентацию «Компьютер на службе человека», результаты исследования оформите в виде таблицы.
Устройства для обработки информации | ||
20 век | 21 век | |
|
|
|
Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы по составлению таблицы «Устройства для работы с различными видами информации в разных профессиях»
Учащиеся просматривают презентацию «Компьютер на службе человека» и заполняют таблицу.
Промежуточный контроль
Учитель предлагает каждой группе представить результат прочитав о каждой профессии, предлагая учащимся обсудить результаты самостоятельной работы. Проходит и проверяет заполненные таблицы.
Учащиеся осуществляют самопроверку по критериям.
Учитель — Какое устройство для обработки информации используют люди разных профессий в 21 веке?
Учащиеся Компьютер.
Введение основных понятий
Учитель Как называется устройство которое может выполнять разнообразные функции? Подводит к понятию универсальный. Формулирует понятие универсальный вместе с детьми.
— Если люди разных профессий используют компьютер, то можем ли мы назвать его универсальным устройством? Давайте сформулируем тему урока.
Учащиеся называют тему «Компьютер универсальное устройство для работы с информацией»
Учитель демонстрирует в презентации слайд 3 и предлагает детям записать определения в тетрадь.
Учащиеся записывают тему урока и определения в тетрадь.
Учитель актуализирует понятия «информатика», «данные», «программа», с помощью презентации. Слайд 4
Учащиеся оформляют конспект.
Учитель Давайте вспомним основные устройства компьютера. У каждого из вас есть схема устройства компьютера. Предлагаю заполнить ее самостоятельно. Дна это задание вам 2 минуты.
Учащиеся вписывают названия устройств.
Учитель проходя по классу смотрит какие возникли затруднения. Показывает слайд 5.
Учащиеся осуществляют самопроверку по критериям (см. в конце урока)
Вы правильно назвали основные устройства. Однако сейчас существует множество дополнительных устройств. Слайд 6 Просит ребят назвать устройства которые они знают.
Я заметила, что не все устройства в задании вами были подписаны. Состав какого устройства вызвало затруднение в ответах?
Учащиеся Системный блок.
Учитель Представляет демонстрационный материал по устройству системного блока компьютера. Демонстрирует нахождение процессора, оперативной памяти, жесткого диска и вентилятора. Рассказывая назначение этих устройств. Слайд 7
Учащиеся заполняют схему указывая пропущенные названия устройств компьютера.
Учитель с учащимися ведет эвристическую беседу разбирая схему движения информации в компьютере. Слайд 8
IV.Закрепление материала
Для закрепления знаний по теме «Устройство компьютера» учащиеся выполняют практическую работу за компьютером.
Учитель Организует безопасную работу учащихся за компьютером. Помогает выбрать правильно программу (игра «Пары») и объясняет задание.
Учащиеся Выполняют задание за компьютером в программе«Пары»
V. Рефлексивный
Учитель В заключении урока я предлагаю вам оценить свою деятельность по данным вам критериям.
5 – самостоятельно заполнено 18 профессий, или есть не более 2х неточностей. 4 – самостоятельно заполнено 14 профессий 3 – самостоятельно заполнено не мене 10 профессий | |
Устройство компьютера | 5 – основные устройства указаны полностью 4 – не подписано одно устройство 3 – не подписано два устройства |
Практическая работа за компьютером | 5 – выполнено три задания 4 – выполнено два задания 3 – выполнено одно задание |
Учащиеся Оценивает свою деятельность.
Учитель какое задание сегодня на уроке вызвало наибольшее затруднение?
А какое понравилось больше всего?
Оцените свое эмоциональное состояние в конце урока. Нарисуйте смайлик
Учащиеся указывают на возникшие трудности при выполнении заданий на уроке.
Учитель выдает домашнее задание
§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника.
Вывод по уроку: в результате деятельности на уроке ученики оформили таблицу «Компьютер на службе человека», заполнили схему устройства компьютера, через игру закрепили полученные знания.