Учитель физики СШ №37 г.Астаны Алибекова Гульден Зияшевна
| Учитель информатики СШ №37 г.Астаны Сарсекеева Айша Жакуповна
|
Интегрированный урок в 11 классе.
Тема урока: Практическая работа «Компьютерное моделирование радиоактивного распада; модель ядерной реакции».
Цель урока: исследовать явление радиоактивного распада, создать компьютерную модель ядерной реакции, используя интеграцию предметов «физика» и «информатика».
Задачи: а)составление программы компьютерной модели ядерной реакции с помощью языка программирования Paskal, презентации PowerPoint, анализ уравнений ядерных реакций; б)воспитание трудолюбия, аккуратности, умения сконцентрироваться; в) развитие информационно-коммуникационных способностей учащихся.
Тип урока: интегрированный (физика и информатика)
Методы: фронтальный опрос, электронное тестирование, компьютерное моделирование.
Оборудование: интерактивная доска, нетбуки для каждого учащегося, раздаточный материал, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Ход урока:
I.Оргмомент. Целеполагание.
II.Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос)
Учитель физики:
Радиоактивный распад миллиарды лет назад
Спокойно себе существовал,
А человек недавно лишь узнал.
Ну что ж, теперь-то без толку сражаться!
Лишь надобно с ним мирно уживаться!
1.Кто из ученых и когда открыл явление радиоактивности?
2.Что подразумевается под естественной радиоактивностью?
3.Каким образом был определен состав радиоактивного излучения?
4.Что собой представляют альфа-, бета-, гамма-лучи?
5.Какие виды естественного радиоактивного распада вам известны?
6.Напишите формулу альфа-распада.
7.Напишите формулу электронного бета-распада.
8.Напишите формулу позитронного бета-распада.
9.Если в ядре атома нет электронов, откуда берется электрон при бета-распаде?
10.Как возникает позитрон?
III.Проверка знаний учащихся с помощью электронного теста на нетбуках (оценка за тест выставляется сразу по завершении теста)
1.Причиной разделения радиоактивного излучения на 3 потока является:
электрическое поле;
сила тяжести;
снижение скорости излучения;
магнитное поле;
сопротивление среды.
2.Превращение нейтрона в протон происходит при
альфа-распаде;
позитронном альфа-распаде;
позитронном бета-распаде;
гамма-излучении;
электронном бета-распаде.
3.Бета-лучи – это поток
электронов;
атомов;
протонов;
ядер;
нейтронов.
4.Антинейтрино возникает при
альфа-распаде;
позитронном альфа-распаде;
позитронном бета-распаде;
гамма-излучении;
электронном бета-распаде.
5.Лучи Вилларда – это
альфа-лучи;
поток электронов;
поток ядер гелия;
бета-лучи;
гамма-лучи.
6.Правило смещения сформулировал
П.Кюри;
Ф.Содди;
М.Склодовская-Кюри;
Э.Резерфорд;
Э.Ферми.
7.Открытие явления радиоактивности принадлежит
А.Беккерелю;
Э.Ферми;
П.Кюри;
М.Склодовской-Кюри;
Э.Резерфорду.
8.Альфа-частицы – это
электроны;
протоны;
ядра гелия;
ядра водорода;
нейтроны.
9. – это
ядро трития;
ядро протия;
ядро дейтерия;
атом дейтерия;
атом трития.
10.После трехкратного альфа-распада образуется ядро элемента, порядковый номер которого
меньше на 6, чем у материнского ядра;
больше в 3 раза, чем у материнского ядра;
меньше на 3, чем у материнского ядра;
больше на 6, чем у материнского ядра;
больше на 3, чем у материнского ядра.
После завершения теста учащиеся выставляют оценки за тест в оценочный лист.
IY.Подготовка к выполнению практической работы.
Запись в тетради темы работы, цели. Цель определяет учитель физики.
Цель работы: создать компьютерную модель альфа-распада для
Учитель информатики:
Давайте, ребята, вспомним тему: «Модель. Этапы компьютерного моделирования» из курса информатики за 9 класс.
Моделью называют упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Моделирование – построение моделей (макетов) для исследования или изучения объектов, процессов, явлений.
В зависимости от фактора времени модели можно разделить на статистические и динамические.
Статистическая модель – это одномоментный срез информации об объекте, например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает картину состояния их ротовой полости на данный момент времени: число молочных и постоянных зубов, пломб, дефектов и т.д.
Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени.Например, медицинскую карточку учащегося можно назвать динамической моделью, потому что она отражает изменения, происходящие в его организме в течение какого-то времени.
Классификация моделей по свойствам
Область использования.
Учет временного фактора в модели.
Отрасль знаний.
В зависимости от представления модели делятся на две большие группы: материальные и информационные.
Материальные модели можно называть предметными, или физическими. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала. Простыми примерами материальных моделей являются детские игрушки.
Информационная модель— совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Информационную модель нельзя потрогать или увидеть воочию, она состоит только из информации.
Информационые модели делятся на вербальные и знаковые. Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме.
Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. По способу реализации модели делятся на компьютерные и некомпьютерные.
Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.
Этапы моделирования:
1. Постановка задачи (условие задачи, цель моделирования, анализ объекта )
2. Построение модели (информационная модель, знаковая модель, компьютерная)
3. Компьютерный эксперимент (план моделирования, технология моделирования)
4. Анализ результата моделирования
Вам ставится задача создать модель ядерной реакции в программе PowerPoint или на языке программирования Pascal.
При создании в Pascal вы используете графический модуль, в связи с чем давайте вспомним, какие операторы вы используете при составлении данной программы.
Те учащиеся, которые затрудняются в составлении программы на языке Paskal, могут выполнять презентацию в программе PowerPoint.
Y. Выполнение работы.
Учащийся ______________________________
Практическая работа. «Компьютерное моделирование радиоактивного распада; модель ядерной реакции».
Цель работы: создать компьютерную модель альфа-распада для
Краткое описание работы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Оценка за тест –
2. Оценка за создание компьютерной модели –
3.Итоговая оценка —
YI. Оценивание практической работы учителем информатики.
YII. Выставление итоговых оценок за урок учителем физики.
При выставлении итоговой оценки учитываются две оценки (за тест и за практическую работу)
Д/з: § 8.5, задачи №34.1, 34.3, 34.4.