Автор: Надырова Ирина Вильевна
Место работы: Казахстан, Восточно-Казахстанская область, КГУ «Школа – Лицей города Зыряновска»
Должность: учитель математики и информатики
Тема: Массивы данных. Описание одномерного массива
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные:
познакомить с понятием массив, одномерный массив, видами массивов;
показать правила описания одномерного массива, способы ввода, вывода его элементов;
научить писать программы на массив, находить сумму, произведение его элементов.
Развивающие:
развить умения написания программ на одномерный массив;
научить вводить элементы с клавиатуры и автоматически;
формировать умения работы с конспектом;
развить логическое мышление.
Воспитательные:
показать различие между циклами и массивами;
вовлечь в активную практическую деятельность;
воспитать культуру учебного труда, умение распределять свое время.
Оборудование и наглядные пособия: ПК, дидактический материал
Форма организации: урок – лекция
Оформление доски: Тема урока
План урока:
Организационный этап
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний
Всесторонняя проверка знаний
Усвоение новых знаний
Этап закрепления нового материала
Итог урока
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
I. Организационный этап | Приветствую, проверяю наличие учебных принадлежностей, отсутствующих. | Проверяют наличие тетради, дневника, ручки, приветствуют. | |||||||||||
II. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний | Сообщаю тему и цели урока. Мы начинаем изучать большую и интересную тему – массивы данных. Сегодня вы познакомитесь с таким видом массивов как одномерный и научитесь писать программы с использованием данного массива. | Слушают, записывают в тетрадь тему урока. | |||||||||||
III. Всесторонняя проверка знаний | Предлагаю устно ответить на вопросы.
______ i:=нз _____ кз ______
А) for i:=1 to 10 do Б) for i:=15 to 25 do В) for i:=-5 to 4 do | Цикл с параметром (для) For to do
От 1 до 10 От 15 до 25 От -5 до 4 | |||||||||||
IV. Усвоение новых знаний | Массив – сложный тип данных, содержащий более одного компонента. Существуют одномерные и двумерные массивы. Одномерный массив удобно представлять в виде нескольких элементов расположенных в один столбец или в одну строку. П 15 20 36 9 -4 8 8 8 1 1 3 8 7 4.5 -9 8 452 -98 56 3
Работа с элементами одномерного массива. Любой массив имеет имя. Именем массива является любая буква или сочетание букв латинского алфавита. a — имя массива. Каждый элемент массива имеет порядковый номер. Порядковым номером может также выступать любая буква или сочетание букв латинского алфавита. i — порядковый номер элемента. Каждый отдельный элемент массива также имеет имя. Имя элемента состоит из имени массива и своего номера. a[ i ] – элемент массива.
|
| |||||||||||
IV. Усвоение новых знаний |
И w — имя программы n — количество элементов одномерного массива Т – тип элементов одномерного массива i – номер элементов одномерного массива Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer;
Пример описания одномерного массива 1 2 3 4 5 6 7 8 — номера элементов одномерного массива 4 6 2 3 7 -1 -1 -1 — элементы одномерного массива
Данный массив состоит из восьми элементов целого типа и его описание будет следующим: Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Организация ввода элементов одномерного массива. Ручная организация. 1 способ: «Ввод с комментарием» Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer; Begin write (‘a[n]’); for i:=1 to n do read (a [ i ]); 2 способ: «Ввод с комментарием» Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer; Begin for i:=1 to n do begin write (‘введи’, i , ‘элемент’); read (a [ i ]); End; Запомните! При использовании такой организации ввода, элементы одномерного массива должен вводить пользователь с клавиатуры в столбец или в строку.
| Конспектируют Конспектируют Конспектируют Конспектируют
| |||||||||||
IV. Усвоение новых знаний | Организация ввода случайным образом. Организация ввода случайным образом отличается от ручного тем, что элементы будет задавать сама программа, а не пользователь с клавиатуры. Прежде чем рассмотреть данный способ необходимо познакомиться с рядом новых операторов. Random (n) – выдает случайное число в интервале от 0 до n-1 Round (n) – округляет дробное число до целых Round(random(n)) — выдает случайное целое число в интервале от 0 до n-1 Round(random(n)-m) – выдает случайное целое число в интервале от —m до m—n-1 Round(random(n)+m) – выдает случайное целое число в интервале от m до m+n-1 Пример работы данных операторов
3 способ: «Организации ввода случайным образом» Program W; Var a: array [1..n] of T; i: integer; Begin randomize; for i:=1 to n do a[ i ]:=round(random(n)+m);
| Конспектируют Отвечают и записывают ответы Конспектируют | |||||||||||
IV. Усвоение новых знаний | Пример ввода элементов Рассмотрим все три способа ввода элементов на одномерном массиве, состоящем из восьми элементов целого типа. №1 Program pr1; Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Begin write (‘a[8]’); for i:=1 to 8 do read (a [ i ]); №2 Program Pr2; Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Begin for i:=1 to 8 do begin write (‘введи’, i , ‘элемент’); read (a [ i ]); End;
№3 Program Pr3; Var a: array [1..8] of integer; i: integer; Begin randomize; for i:=1 to 8 do a[ i ]:=round(random(15)+5); Организация вывода элементов одномерного массива. f k — количество позиций отведенных для каждого элемента write(a[ i ]:k);
Примеры программ. №1. Найти элементы одномерного массива по формуле a[ i ]:=i+3; Program Pr1; Var a: array [1..5] of integer; i: integer; Begin for i:=1 to 5 do a[ i ]:=i+3; for i:=1 to 5 do write(a[ i ]:5); end.
| Конспектируют Конспектируют Конспектируют и проверяют на Паскале | |||||||||||
IV. Усвоение новых знаний | №2. Дан одномерный массив. Обработать его элементы по формуле: a[ i ]:= (a[ i ]+3)*2; Program Pr2; Var a, b: array [1..5] of integer; i: integer; Begin write(‘a[5]’); for i:=1 to 5 do read (a[ i ]); for i:=1 to 5 do b[ i ]:= (a[ i ]+3)*2; for i:=1 to 5 do write (b[ i ]:5); end. №3. Дан одномерный массив. Уменьшить его элементы в десять раз. Program Pr3; Var a: array [1..5] of integer; I, s: integer; Begin randomize; for i:=1 to 5 do a[ i ]:=round(random(10)-10); s:=0; for i:=1 to 5 do s:=s+ a[ i ]; writeln (‘s=‘,s); for i:=1 to 5 do write(a[ i ]:5); end. | Конспектируют и проверяют на Паскале | |||||||||||
V. Этап закрепления нового материала | Предлагаю написать программы к задачам:
| Пишут в тетрадях и проверяют на Паскале. | |||||||||||
VI. Итог урока | Задаю домашнее задание:
Сообщаю оценки за урок. | Записывают в дневник Выставляют в дневник |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
задачи
№I
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=(i+1)/2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i/2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=(i+1)/(2*i).
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i+3.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i-2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i2.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=i3.
Дан одномерный массив. Найдите его элементы по формуле a[i]=(i+1)/(2-i).
№II
Дан одномерный массив. Найдите произведение его элементов выведенных случайным образом.
Дан одномерный массив. Найдите полупроизведение его элементов выведенных случайным образом.
Дан одномерный массив. Найдите произведение его элементов уменьшенное в три раза.
Дан одномерный массив. Найдите произведение его элементов уменьшенное в четыре раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов уменьшенную в три раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов уменьшенную в четыре раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов увеличенную в два раза.
Дан одномерный массив. Найдите сумму его элементов увеличенную в пять раз.
№III
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о количестве осадков, выпавших за 10 дней. Найдите общее количество осадков.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о количестве проданных шапок за 10 дней. Найдите общее количество шапок, проданных за эти дни.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию об оценках, полученными учеником за 10 дней. Найти среднюю оценку ученика.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о баллах, полученными пловцами за 10 дней. Найти средний балл пловцов.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о температуре за 10 дней января. Найдите сумму данных температур.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о баллах, полученными студентами за 10 дней сессии. Найти средний балл студентов.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию об оценках, полученными 10 учениками на уроке математики. Найти среднюю оценку учеников.
Дан одномерный массив, содержащий в себе информацию о расстоянии каждого из 10 туристов, шедших на экскурсию. Найдите среднее расстояние.
№IV
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы в три раза.
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы в полтора раза.
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы на три.
Дан одномерный массив. Увеличьте его элементы на само себя.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы в два раза.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы на два.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы на само себя.
Дан одномерный массив. Уменьшите его элементы в -1 раз.