Автор материала: Яндукова Лариса Алексеевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Чистополь
Учитель информатики и ИКТ
Тема «Материальные и информационные модели».
Цели урока:
Сформировать понятия: модель, виды моделей, их классификация и отличительные признаки моделей.
Уметь приводить примеры моделей.
Развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитание ответственности, уважительного отношения друг к другу при работе в коллективе.
Тип урока: Изучение новой темы.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование урока: МЭНЭДЖ МЭТ (инструмент для управления классом), карточки с нумерациями столов, презентация к уроку Microsoft Power Point, музыка.
Обучающие структуры: Джот Тотс, Mix Pair Share, Timed Pair Share, модель Фрейер.
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Учащиеся сидят в группах по 4 человека, на столах МЭНЭДЖ МЭТ, столы пронумерованы.
Всем доброе утро. Садитесь. Я рада видеть всех вас. Ребята, как настроение? (отвечают). Здорово. Сегодня у нас не обычный урок, а не обычен он лишь тем, что у нас гости.
Стол №2, ученик №1 поздоровайся, пожалуйста, от имени класса с гостями на татарском языке, стол №3, ученик №4 поблагодари их за участие в работе на английском языке, стол №1, ученик №3 поприветствуй гостей на русском языке. Спасибо.
Модель Фрейер (5 минут).
— Ребята, мы начали изучение главных вопросов не только информатики, но других предметных областей это моделирование и модель. Начнём повторение с вопроса.
— В ромбике напишите вопрос: моделирование.
— Обсудив в группе ответы на вопросы выберите наилучший ответ на вопрос и зачитайте его.
— Кто готов ответить, пожалуйста. 1 ученик с каждого стола по очереди зачитывает свой ответ с листочка.
Классификацию, отличительные признаки моделей изучить с помощью Джот Тотс.
Для этого учащиеся, сидящим под номером 1 и 3 делят данные листы на 2 части и передают соседу по плечу. Те в свою очередь делят их ещё на 2 части. Теперь у каждого по четвери листа, их делят на 4 части, всего получилось у каждого по 4 листочка. В течение 3 минут ученики вслух называют слова по теме: примеры моделей из разных предметных областей, записывают его на листочек и кладут на центр стола словом вверх. Учитель дает инструкцию: выполнить классификацию на материальные модели и информационные модели.
— А мы знаем какие модели как их классифицировать? Нет. Итак, записываем тему урока. Попробуем поставить цель урока.
2. Изучение новой темы.
— Тема нашего урока: «Материальные и информационные модели»
(Цель урока ставится учащимся, после чего открывается слайд 4.)
(Со слайдов 6-8 переписать в тетрадь, учитель комментирует.)
— Теперь попробуйте разделить ваши листочки на кучки, в одной будут материальные модели, а в другой- информационные модели.
3. Закрепление начинается с разминки: Mix Pair Share – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету, находят пару и отвечают на вопросы.
— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. Вопросы со слайдов 11-15.
1 – й вопрос. Почему они оказались лишними? (Начинает тот, у кого размер обуви больше.)
(Ученики делятся ответами со своими партнерами за 30 секунд. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2 – й вопрос. (Начинает тот, у кого волосы светлые.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3 – й вопрос.
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
— Подумаете 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
4 – й вопрос.
(Начинает тот, кто старше.)
— Подумаете 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.)
Поблагодарите своего партнера.
5– й вопрос.
(Начинает тот, у кого каблук ниже)
— Подумаете 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунды. Timed Pair Share.)
— Поблагодарите своего партнера.
Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
(Начиная с 16 по 23 слайды работаем всем классом).
— А теперь попробуйте составить название объекта — оригинала по которому создана данная модель и отгадать кроссворд. (см. слайд. Работа в парах.)
4. Домашнее задание.
— Стр. 148 ответить на вопросы.
— Построить фрагмент иерархической модели животного мира.
5. Итог урока. На листочках записать 3 важных момента, которые вы запомнили на уроке.
6. Рефлексия (2 минуты)
Ребята, в начале урока вы мне сказали, что у вас отличное настроение, и сейчас в конце урока я вновь хочу узнать о вашем настроении. На этом же листочке изобразите гору, на ней отмечены 4 точки, вам нужно отметить галочкой то место горы, на которым вы находитесь.
Спасибо за урок, дети.