Конспект урока информатики в 11 классе на тему: «Моделирование зависимостей между величинами в MS Excel».
Учитель информатики: Клименко С.И. МОУСОШ№87 г. Волгоград
Дидактическая: Освоить технологию моделирования в среде табличного процессора, изучить несколько новых функций Excel(КОРЕНЬ).
Воспитательная: формирование навыков учиться самостоятельно.
Развивающая: сформировать и развить исследовательские навыки учащихся и показать каким образом переносить созданные на бумаге модели в Excel, вспомнить базовые формулы по физике из раздела «Кинематика».
Тип урока: изложение нового материала.
Вид урока: беседа, решение задач.
Оборудование: ноутбуки у учеников и интерактивная доска у учителя.
Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный момент | 3 |
|
|
Изложение нового материала | 30 | Постановка и поэтапное решение задачи в теоретическом виде. Последующая адаптация алгоритма решения под MS Excel. | Слушают учителя Следят за ходом мысли учителя , по возможности принимая участие в процессе решения, делают выводы и записывают их в тетрадь Пытаются самостоятельно перенести алгоритм решения задачи в MS Excel .
|
Домашнее задание | 2 | §36 стр.192 |
|
ХОД УРОКА
Сегодня мы начинаем изучать моделирование в MS Excel.
Нашей задачей будет создать модель падающего тела, с целью расчёта времени падения этого тела с той или иной высоты, к примеру будем считать время падения тела с каждого этажа. Этаж возьмём равным 3м.
Для создания нашей модели нам понадобятся физические формулы, относящиеся к разделу «Кинематика», а именно: .
Начальная скорость в нашем случае будет равна нулю, так же как и начальная координата (тело будет помещено в начало координат, а ось y будет направлена вниз) .
Высота h будет представлять собой арифметическую прогрессию , с шагом равным 3м .
Принимая во внимание всё вышесказанное получаем следующее
Отсюда выражаем t получаем выражение такого вида : .
На данном этапе теоретическую модель можно считать готовой. Осталось лишь перенести её в MS Excel
В первую колонку впишем значения высоты h. Задав два значения (3,6) выделим две созданные нами ячейки со значениями и протянем поле вниз, программа учтём шаг, равный трём, и нам не придётся вводить данные о высоте самостоятельно.
В одну из произвольных ячеек впишем значение ускорения свободного падения тела g, равное 10.
Этой ячейке присвоим адресное имя g(например вместо C11), теперь для того чтобы сослаться на значение g не нужно будет искать адрес ячейки где оно находится а просто прописать в формуле g, ,более того , сама программа не будет менять этот параметр в формуле при применении формулы ко всей колонке, как она будет делать со значениями высоты h.
Теперь необходимо задать колонку времени падения t.
В эту колонку мы впишем формулу «=КОРЕНЬ(2*ячейка с соответствующим значением высоты h/g). Само собой разумеется, что эту формулу мы перетянем на все ячейки.
Задача решена. Для наглядности имеет смысл самостоятельно построить зависимости времени падения t от высоты h. На график добавить дополнительную разметку по осям x и y ,включающую дополнительные и промежуточные линии.
Д.З. §36 стр.192