Школа №
Класс: 10
Руководитель по информатике:
Практикантка: Зигангирова Алия Рамилевна
Тема: «Передача информации»
Дата проведения:
Цель: изучение и первичное закрепление знаний по данной теме.
Задачи:
образовательная: ввести понятия коммуникационные технологии, каналы передачи информации, характеристики каналов передачи информации;
развивающая: развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;
воспитательная: воспитывать интерес к предмету, внимательность, дисциплинированность.
Оборудование: ПК, проектор, экран, доска, презентация «Передача информации» , карточки-рисунки.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная.
Виды работы: беседа, работа с учебником, самостоятельная работа учащихся.
Методы обучения: наглядный, информационно-развивающий, опрос.
После изученной темы обучающий должен знать:
— канал обмена информации;
— понятие передача данных, линии связи;
— виды линии связи;
— методы передачи данных.
После изученной темы обучающий должен уметь:
— решать задачи.
План:
1.Организационный момент. (5 мин)
— Приветствие. Настрой на занятие.
2. Актуализация знаний (5)
3. Изучение новой темы. (30)
4. Обобщение. (2 мин)
— Домашнее задание
— Подведение итогов
Ход урока
1.Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! (Слайд 1). Прозвенел звонок, а это значит, мы можем начать нашу с вами работу. Я очень рада вас видеть. Присаживайтесь, скажите, пожалуйста, кто сегодня из ребят отсутствует на уроке.
— Начнем сегодняшний урок с разминки. Разминка – блиц-вопросы. Задание: как можно быстрее ответить на вопросы (слайд 2).
1. Как называется наша планета? (Земля)
2.Что бывает на небе после дождя? (Радуга)
3. Можно ли в решете носить воду? (да, лед)
4. Может ли страус назвать себя птицей? (нет)
5. Друг Вини – Пуха (Пятачок).
6. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает? (В шахматах)
7. У вас есть три апельсина. Если один апельсин вы спрячете, то сколько апельсинов у вас останется? (Три, апельсины же ваши)
(Ответы детей).
— Правильно, молодцы. Это у нас была разминка. А сегодня мы переходим к изучению новой главы «Коммуникационные технологии» (слайд 3).
2. Актуализация знаний
— Вы уже, наверное, знакомы со значением слова «коммуникация». Давайте вспомним, что оно обозначает?
(Ответы детей).
— При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.
В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением и коммуникацией. Коммуникационные технологии – технологии общения, связи.
— Зачем же люди общаются друг с другом?
(Ответы детей).
— Правильно, молодцы, при общении происходит передача информации.
И так тема нашего урока «Передача информации» (Слайд 1).
3. Изучение новой темы
— Приступим к изучению нового материала. Открываем рабочие тетради и записываем сегодняшнее число и тему урока. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с технологией «Передачи информации», как осуществляется этот процесс (слайд 4).
Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации (источник), канал передачи информации и получателя информации (приёмник) (рис.12.1). Если производится двусторонний обмен информацией, то отправитель и получатель информации могут меняться ролями (слайд 5).
Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации). Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени (слайд 6).
Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с (слайд 7).
Соотношения между единицами пропускной способности канала передачи информации такие же, как между единицами измерения количества информации (слайд 8).
— Эффективность связи зависит от следующих характеристик (параметров) каналов связи (слайд 9):
• пропускной способности (скорость передачи данных), измеряемой количеством бит информации, переданной по сети в секунду;
• надежности – способности передавать информацию без искажений и потерь;
• стоимости;
• возможности расширения (подключения новых компьютеров и устройств).
— Ребята, как вы думаете, что такое линии связи?
(Ответы детей).
— Молодцы. Линии связи – проводные, кабельные и радиоканалы. Сейчас мы рассмотрим основные характеристики различных каналов связи, в этом мне помогут эксперты.
(Дети выступают с презентациями по данной теме).
1 ученик — кабельные каналы для целей телекоммуникаций исторически использовались первыми.
Кабельные каналы:
Коаксиальные;
Оптоволоконные;
Витая пара.
2 ученик — проводные – это провода без изолирующих оплеток, проложенные между столбцами и висящие в воздухе.
3 ученик – радиоканалы земной и спутниковой связи.
— Правильно, молодцы, ребята. А как вы понимаете понятие «процесс передачи данных»? (слайд 11).
(Ответы детей).
— Молодцы. Вы правильно думаете. Передача данных – это вид электросвязи, обеспечивающий обмен сообщениями между прикладными процессами пользователя, удаленных ЭВМ с целью обработки вычислительными средствами. (Записываем в тетради).
— Существует 3 метода передачи данных. Знаете ли вы их? (слайд 12)
(Ответы детей).
— Если сомневаетесь, запишем их.
1) Симплексная
2) Полудуплексная
3) Дуплексная. (Объяснение).
4. Обобщение
— Наш урок подошел к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке и чему научились? Я предлагаю оценить себя самостоятельно. Выставление оценок. Открываем дневники и записываем домашнее задание.
1) Выучить определения.
2)Читать §12.1.
3) Какое количество байтов будет передаваться за одну секунду по каналу с пропускной способностью 100 Мбит/с?
— Спасибо за урок. До новых встреч. (Слайд 13).