Урок по информатике.
На тему: Построение алгоритмических блок схем.
с использованием меж предметных связей.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний и применение их на практике
Методы проведения урока: частично поисковой, репродуктивный.
Форма проведения: групповая работа.
Цели:
Образовательные:
формирование научного мировоззрения;
синтез знаний, полученных на разных предметах.
Воспитательные:
воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
коммуникативные качества, умение слушать;
критическое отношение к общепринятым истинам;
культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие.
Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать познавательный интерес;
формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на различных предметах.
Задачи: Определить наличие алгоритмов в школьных предметах: математика, геометрия, литература, кырг. яз.
Доказать необходимость составления алгоритмов на любом учебном предмете для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала.
Показать значение информатики для других наук.
Оборудование. Доска, тетрадь, ПК, интерактивная доска, плакат.
План урока.
I. Сверка учеников в классе. Вступительная беседа (5 мин)
Многие считают, что информатика нужна только для того, чтобы научиться играть на компьютерах. Сегодня вы убедитесь, что знания по алгоритмизации, полученные на информатике, можно и нужно применять на других учебных предметах. Например, послушайте одно стихотворение (Валерий Мит. Спираль) и подумайте, в чем смысл ?
Случайный взгляд, движенье, слово.
И вот…, запущена спираль.
Витков незримых, сила снова.
Меня несёт куда-то вдаль.
Учитель: (выслушивает ответы)
Вывод. Каждое движение ведёт к результату. И чтобы получить свою цель надо планировать (координировать движения). Следовательно, детальный план действий – это алгоритм. Так давайте разберём работу алгоритма в других предметах.
II Вопросы на повторения пройденного материала: 1-Что такое алгоритм. 2-Какими свойствами обладает алгоритм. 3-Виды алгоритма (5 мин) .
III Рассмотрим пример. (запись в тетрадь) Евгений Онегин. А.С. Пушкин. Роман в стихах 1823-1831
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полу-живого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!»
И так составим блок-схему к этому стихотворению.
начало
ДЯДЯ ЗАНЕМОГ
Чёрт возьмёт тебя?
Да нет
С больным сидеть и день и ночь
конец
Больного забавлять
Подушки поправлять
Печально подносить лекарства
IV А теперь давайте самостоятельно попробуем определить наличие алгоритмов в различных учебных предметах. Работа по группам (10-15 мин). Группа А) решает и составляет алгоритм по математике, группа Б) решает и составляет алгоритм по геометрии . Оформите алгоритм на листе А4.
После выполнения задания спикер группы вывешивает на доске плакат с получившимся алгоритмом и докладывает, как на данном примере проявляются свойства алгоритмов (дискретность, конечность, массовость, понятность)
Задание1 МАТЕМАТИКА . Решение квадратного уравнения. Квадратное уравнение имеет вид ax2+bx+c=0, где а0. Требуется найти корни этого уравнения. Найдём дискриминант по формуле D=b^2-4ac. Если дискриминант >0, то уравнение имеет 2 корня: если дискриминант =0, то уравнение имеет 1 корень если дискриминант <0, то уравнение не имеет корней.
Ответьте на вопросы:
а) в каком школьном предмете вы определяли алгоритмы?
б) в чем суть рассматриваемой задачи?
в) как проявляются свойства алгоритма: — конечность — дискретность — массовость – понятность на вашем примере?
Задание 2. Дано: а,b,с- длины сторон треугольника, где с>a c>b. Найти вид треугольника (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный). С2-(а2+b2)<0 –остроугольный, ). С2-(а2+b2)=0 –прямоугольный , ). С2-(а2+b2)>0 –тупоугольный.
Ответьте на вопросы:
а) в каком школьном предмете вы определяли алгоритмы?
б) в чем суть рассматриваемой задачи?
в) как проявляются свойства алгоритма: — конечность — дискретность — массовость – понятность на вашем примере?
А теперь давайте воспользуемся графическим редактором PAINT и нарисуем при помощи алгоритма снежинку.
начало
Рисуем точку
Рисуем линию под углом 45 0 через точку
Пока n для n=8
конец
Закрепление. Итак, ребята, сегодня на уроке, исследуя нашу проблему, вы увидели, что для лучшего усвоения, понимания, запоминания материала, необходимо составлять алгоритм решения любой задачи, т.к. алгоритмы
Развивают ясность и чёткость мышления.
Способствуют предельному уточнению предмета мысли.
Развивают внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях, умение перейти мысленно от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли. (запись в тетрадь)
д/з Кыргызски язык. Построение предложения. Составьте алгоритм построения предложения.
Оформите алгоритм в тетради.
Ответьте на вопросы:
а) в каком школьном предмете вы определяли алгоритмы?
б) в чем состоит суть рассматриваемой задачи?
в) как проявляются свойства алгоритма:
— конечность
— дискретность
— массовость
— понятность
Список литературы: сайты, наработки коллег.