Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Урожайненская средняя общеобразовательная школа
Урок информатики и ИКТ
Тема: Построение графиков и диаграмм
(9 класс)
Чикурова И.С.,
учитель информатики и ИКТ
2014 г.
Пояснительная записка
Данный урок могут использовать учителя информатики и ИКТ, работающие по учебнику Информатики и ИКТ 9 класс под редакцией Л.Л.Босовой.
Урок направлен на формирование развитие у учащихся ключевых компетенций.
Занятие ведут учитель и ученик. Этот методический приём способствует реализации гуманистического подхода в обучении — построению взаимоотношений между учителем и учащимися на основе делового сотрудничества и признания субъективности ребёнка.
Ведущий урок ученик получает прекрасную возможность для личностного развития, поскольку публичные выступления и подготовка к ним способствует развитию речи, мышления, памяти, воображения, внимания, воспитанию уверенности в себе, умения управлять собой и другими людьми, повышении самооценки и др.
Думается, что наличие ведущего — ученика делает общение учителя с учениками более психологически комфортным, укорачивая дистанцию «учитель — ученик», и при соответствующих условиях может помочь в коррекции психологического климата классного коллектива.
Тема: Построение графиков и диаграмм
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Цели:
сформировать у учащихся умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц;
уметь использовать Excel для построения графиков элементарных и сложных функций.
Задачи урока:
Образовательные
проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по электронным таблицам,
обобщить и систематизировать знания теме “Электронные таблицы”;
продолжить формирование умений и навыков в электронных таблицах: табулировании функции, построение графиков, диаграмм.
закрепить программный материал при решении задач, табулировании функций и построение графиков в ЭТ;
совершенствовать навыки построения и анализа реальной ситуации.
Развивающие
развивать навыки самостоятельной работы за компьютером, работы в сети, умении сохранять файлы в разных форматах;
развивать творческий подход в оформлении программы на компьютере;
развитие логического мышления, памяти и внимательности;
формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
формировать представление учащихся о том, что ЭТ применяются при решении жизненно важных задач.
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою страну и ее Вооруженные силы, интернационализма и толерантности;
развивать правовое поле через уроки информатики;
Воспитательные
повысить активность, развивать соревновательные качества учащихся на уроке;
привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
развить познавательный интерес и творческую активность;
выработать аккуратность и организованность в работе;
продемонстрировать возможности применения компьютеров, в частности ЭТ, для решения задач;
высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, о коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающего пространства.
Формы организации работы на уроке:
индивидуальная;
групповая;
самостоятельная (дифференцированная по трудности).
Обоснование метода обучения и форм работы.
помогают активизировать внимание учащихся;
создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи;
воспитывают дух здорового соперничества;
служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, чёткости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Межпредметных связи с учебными предметами:
математика: знание основных понятий алгебры – функция, аргумент функции
Вид урока: урок-практикум, анализ ситуаций, практических работ
Метод обучения: метод исследовательских заданий
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Приёмы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.
Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков, закрепление приобретённых навыков.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах
метапредметные: общеучебные и общкультурные навыки работы с информацией, навыки визуализации данных.
личностные: представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:1. систематизация и расширение представлений учащихся о возможностях визуализации данных в электронных таблицах;
2. знакомство с диаграммами разных типов;
3. развитие навыка чтения диаграмм.
Оборудование урока:
персональные компьютеры с операционной системой MS Windows XP и табличным процессором MS Excel 2003;
карточки с заданиями практической работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка целей, объявление темы.
Здравствуйте, приготовились к уроку? Дежурные подайте список отсутствующих, пожалуйста.
Ребята, у нас сегодня завершающий урок по разделу “Информационные технологии. Электронные таблицы”.
Тема нашего урока — Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций.
Цель нашего урока — научиться использовать электронные таблицы Excel для построения графиков элементарных и сложных функций.
Вам предстоит узнать, каковы возможности ЭТ в решении задач, а также получить навыки работы с табличными данными. Кроме того, вы познакомитесь с построением графиков функций.
Ваша задача сегодня на уроке — показать знания по понятиям ЭТ, уметь применить свои знания в практической работе за компьютером в ЭТ.
Открыли тетради: записали число, тему урока.
Исследование возможностей Exсel в решении задач. Построение графиков функций.
2. Актуализация опорных знаний
Давайте сейчас проверим, как вы усвоили основные понятия MS Excel . Предлагаю Вам ответить письменно на вопросы и провести взаимопроверку в парах. Приступайте.
(слайд 1)
Вопросы для проверки
Назначение электронной таблицы?
Как определяется адрес ячейки?
Что может находиться в ячейке таблицы?
Что может входить в формулу?
Что такое диаграмма?
Какие типы диаграмм вы знаете?
Какова структура диаграммы?
Как строить диаграмму?
Когда используют круговую диаграмму?
Когда используют график?
Продолжаем, на прошлом уроке вам было дано домашнее задание
Цель: проверить умения учащихся строить диаграммы, гистограммы в электронных таблицах. “Построить таблицу показателей своей успеваемости за 7,8,9 класс и по возможности графически изобразить”.
Кто выполнил? Все. Вопросы были по домашнему заданию? Обменяйтесь работами. Анализируем результаты. Кто улучшил свои показатели в учёбе? Кто ухудшил? Молодцы.
Поставьте оценку и верните работу владельцу.
4. Применение знаний и закрепление изученного
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о «Сталинградской битве, которая стала коренным перелом в ходе Великой Отечественной войне 1941-1945 годы». Давайте прослушаем выступление нашего эксперта по данному вопросу.
Ученик: «Планируя весеннее – летнюю компанию 1942 года, Сталин и Верховное главнокомандование допустили серьезные просчеты в оценке ситуации на фронте. Главное наступление Вермахта ожидалось на Москву, в чем убедила германская разведка, проведя операцию под кодовым названием «Кремль».Поэтому И.В.Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации и тем самым обескровил войска, которым предстояло наступать в соответствии с его планом. С апреля по октябрь 1942 года советские войска понесли ряд тяжелых поражений . В середине мая пала Керчь, 2 июля Севастополь, провал наступления советских войск в районе Харькова части Красной Армии оставили Ростов и отошли за Дон. Германскими войсками был открыт путь к кавказской нефти.» (слайд 2)
Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 г.
«То, что я поступаю не так , как хотелось бы другим, объясняется вот чем: я сначала обдумываю , чего, по всей вероятности , хотят другие , а потом делаю принципиально иначе. Если герр Сталин, как видно, ожидал , что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. И не столько потому, что герр Сталин, вероятно , думал так, а потому, что мне это было не столь уж и важно. Я хотел выйти к Волге , причем именно в определенном месте, у определенного города. Случайно он носит имя самого Сталина .Так, что не думайте , что я двигался туда пот этим причинам … Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт . Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 мл. т.грузов, в том числе 9 млн.т нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированными на север. Там добывалась марганцевая руда, там находится гигантский перевалочный пункт. Вот это все я и хотел захватить.»
Из воспоминаний маршала советского союза А.М. Василевского. (слайд 3)
« Первый день-23 августа 1942г. город полыхал гигантским пожаром от ожесточённых воздушных атак противника. На одном из участков его части прорвались к берегу Волги. Трудно было в этой обстановке сохранить душевное равновесие. Все мы понимали ясно ,какую смертельную опасность несёт Родине падение Сталинграда. Направили на северную окраину города все имеющие резервы, обратились к населению с воззванием. Это был день наибольшего напряжения. Второй незабываемый день – 23 ноября 1942г. , спустя три месяца после прорыва фашистов к Волге. В этот день войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов соединились у хутора Советского и замкнули кольцо, окружив 330 тысячную группировку врага. Это был день нашей радости.»
(слайд 4) В ходе боев Сталинград был полностью разрушен, около 4600 жителей погибли. За время Сталинградской битвы, длившейся 200 дней и ночей, фашистский бок потерял четверть своих сил, действовавших в то время на советско-германском фронте. Мучительная борьба шла за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход. Немцы называли городскую войну «крысиной войной», горько шутили, что кухню захватили, но до сих пор бьются за спальню. Сражения на Мамаевом кургане пропитана кровью, высота переходила из рук в руки, на элеваторе боевые действия проходили так плотно, что советские и немецкие солдаты могли чувствовать дыхание друг друга. Дома были превращены в неприступные крепости. Немцы превратили город в руины, в развалинах зданий советские защитники размещали противотанковые подразделения. Сражения за завод «Красный Октябрь», тракторный завод и артиллерийский завод «Баррикады» стали известны на весь мир.
Учитель: Спасибо нашему эксперту.
Физкультпауза.
1. Упражнения для глаз.
2. Упражнения для плечевого пояса.
3. Упражнение для кистей рук.
Учитель: Ребята, давайте рассмотрим следующие таблицы (Приложение 2)
Соотношение сил, сосредоточенных в районе Сталинграда 22 июля 1942 г.
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав (млн.чел) | 187 000 | 250 000 | 1:1,4 |
Орудия и минометы | 7900 | 7500 | 1:1 |
самолеты | 337 | 1200 | 1:3,5 |
15 августа 1942 года
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав | 3400 | 7400 | 1:2,2 |
Танки | 270 | 1040 | 1:4 |
Боевые самолеты | 600 | 1200 | 1:2 |
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав | 59000 | 59000 | 1:1 |
Орудия и минометы | 7000 | 10000 | 1:1,4 |
Танки | 600 | 1000 | 1:1,7 |
Боевые самолеты | 589 | 1000 | 1:1,7 |
Ноябрь –декабрь 1942 года
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав | 1000 5000 | 101 1500 | 1:1 |
Орудия и минометы | 13 541 | 10 290 | 1,3:1 |
Танки | 894 | 675 | 1,3:1 |
Боевые самолеты | 1115 | 1216 | 1:1,1 |
Январь 1943 распределение сил к началу операции «кольцо»
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав | 284000 | 250000 | 1,1:1 |
Орудия и минометы | 7290 | 4130 | 1,7:1 |
Танки и штурмовые орудия | 254 | 300 | 1:1,2 |
Боевые самолеты | 270 | 100 | 2,7:1 |
Задание:
1. По данным таблиц проанализируйте, как изменилось соотношение сил с июля 1942 года по январь 1943 года на Советско – германском фронте под Сталинградом, оформите таблицы вMS Excel, постройте графики и диаграммы, используя данные таблиц.
5. Рефлексия. (слайд 5)
Сегодня мы узнали как выбирать тип диаграммы
Было интересно строить различные диаграммы
Было трудно…
Я научился…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Учитель: Молодцы ребята!
Домашнее задание: Возьмите со столов карточки — это ваше домашнее задание. Необходимо набрать таблицы в Excel, построить возможные диаграммы.
Ребята, я надеюсь, что наше общение на уроке было взаимообогощающим. Я благодарю вас за урок. Урок окочен.
Литература:
1.У.Ширер «Взлет и падение третьего рейха» т.1,2.Перевод ас англ.языка Под ред. О.А.Ржешевского, М.Воениздат.1991 г.
2.У.Черчиль «Вторая мировая война» т.2 Оформление, Воен.издат,1991 г.
3.Д.Эйзенхауэр. «Крестовый поход в Европу» М.1980 г.
4.А.М.Самсонов «Сталинградская битва» 3-е издание, до.М.Наука,1983 г.
5.Великая Отечественная война 1941-1945г.г..События.Люди.Документы» Под. редакцией О.А.Ржевского , М.1990
6. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. / Л.Л.Босов, А.Ю.Босова — 2-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Приложение 1
(слайд 1)
Вопросы для проверки
Назначение электронной таблицы?
Как определяется адрес ячейки?
Что может находиться в ячейке таблицы?
Что может входить в формулу?
Что такое диаграмма?
Какие типы диаграмм вы знаете?
Какова структура диаграммы?
Как строить диаграмму?
Когда используют круговую диаграмму?
Когда используют график?
слайд 2
слайд 3
слайд 4
слайд 5
Сегодня мы узнали как выбирать тип диаграммы
Было интересно строить различные диаграммы
Было трудно…
Я научился…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Приложение 2
Соотношение сил, сосредоточенных в районе Сталинграда 22 июля 1942 г.
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав (млн.чел) | 187 000 | 250 000 | 1:1,4 |
Орудия и минометы | 7900 | 7500 | 1:1 |
самолеты | 337 | 1200 | 1:3,5 |
15 августа 1942 года
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав
| 3400 | 7400 | 1:2,2 |
Танки | 270 | 1040 | 1:4 |
Боевые самолеты
| 600 | 1200 | 1:2 |
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав
| 59000 | 59000 | 1:1 |
Орудия и минометы
| 7000 | 10000 | 1:1,4 |
Танки
| 600 | 1000 | 1:1,7 |
Боевые самолеты
| 589 | 1000 | 1:1,7 |
Ноябрь –декабрь 1942 года
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав
| 1000 5000 | 101 1500 | 1:1 |
Орудия и минометы
| 13 541 | 10 290 | 1,3:1 |
Танки
| 894 | 675 | 1,3:1 |
Боевые самолеты
| 1115 | 1216 | 1:1,1 |
Советские войска | Войска противника | соотношение | |
Личный состав | 284000 | 250000 | 1,1:1 |
Орудия и минометы | 7290 | 4130 | 1,7:1 |
Танки и штурмовые орудия | 254 | 300 | 1:1,2 |
Боевые самолеты
| 270 | 100 | 2,7:1 |