Урок «Построение графиков в электронных таблицах». 10 класс
Цель урока: используя знания, полученные на уроках информатики, математики, физики на основании построения различных графиков с помощью компьютера, сделать выводы о возможных преобразованиях графиков.
Задачи:
образовательные:
• с помощью построения графиков в MS Excel выявить, какие преобразования возможны с графиками тригонометрических функций; решение уравнений графическим способом.
• получение необходимой для обобщения информации самостоятельно в результате применения знаний, полученных на уроках информатики; осмысление новой информации;
• применение и закрепление знаний, полученных на уроках информатики, в конкретной ситуации;
развивающие:
• развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
• развитие умений получать новые знания самостоятельно в результате активной деятельности;
• развитие грамотной математической речи;
• развитие внимания, памяти;
воспитательные:
• вовлечение учащихся в активную деятельность;
• воспитание взаимопомощи, самоконтроля, самопроверки.
Тип урока: применение знаний на практике.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование и программное обеспечение:
Интерактивная доска, проектор, ПК, ОС Windows, MS-Excel, презентация по теме урока, задания для практикума, раздаточный материал.
Методическое обеспечение:
учебник Информатика и ИКТ 10-11 И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, 2008
План урока
Организационный момент — 1 мин
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Актуализация знаний (презентация) – 5 мин.
Компьютерный практикум — 10 мин.
Зрительная гимнастика. – 1 мин.
Практическая работа за компьютерами – 10 мин.
Подведение итогов, выставление оценок — 4 мин.
Домашнее задание — 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Пожелание детям интересной и плодотворной работы на уроке.
2. Проверка домашнего задания. Презентация №1. (прилагается)
Использование диаграмм в заданиях ЕГЭ по информатике.
Задача 1.
На диаграмме показано количество призеров олимпиады по информатике (И), математике(М), физике (Ф) в трех городах России. Какая из диаграмм правильно отражает соотношение общего числа призеров по каждому предмету для всех городов вместе?
Варианты ответов:
Правильный ответ: 1
Задача 2.
В цехе трудятся рабочие трех специальностей – токари (Т), слесари(С) и фрезеровщики (Ф). Каждый рабочий имеет разряд не меньший второго и не больший пятого. На диаграмме I отражено количество рабочих с различными разрядами, а на диаграмме II –распределение рабочих по специальностям. Каждый рабочий имеет только одну специальность и один разряд.
Имеются четыре утверждения:
А) Все рабочие третьего разряда могут быть фрезеровщиками.
Б) Все слесари могут быть пятого разряда.
В) Все токари могут быть четвертого разряда.
Г) Все рабочие третьего разряда могут быть токарями.
Какое из этих утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
Варианты ответов: 1) А 2) Б 3) В 4)Г
Правильный ответ: 4)Г
3. Повторение изученного материала. Презентация №2. (прилагается)
— изображение, рисунок, чертёж) —графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.
Типы диаграмм
Диаграмма (греч. Διάγραμμα (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.
Столбчатые и линейные диаграммы (гистограммы)
Классическими диаграммами являются столбчатые и линейные (полосовые) диаграммы. Также они называются гистограммами. Столбчатые диаграммы в основном используются для наглядного сравнения полученных статистических данных или для анализа их изменения за определённый промежуток времени.
Диаграммы-области
Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом или оттенком.
Круговые (секторные) диаграммы
Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Относительная величина каждого значения изображается в виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Сектора могут изображаться как в общем круге, так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга.
Радиальные (сетчатые) диаграммы
В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого типа полученных значений создаётся своя собственная ось, которая исходит из центра диаграммы. Радиальные диаграммы напоминают сетку или паутину, поэтому иногда их называют сетчатыми.
Биржевые диаграммы
Биржевые диаграммы отражают наборы данных из нескольких значений (например: цена открытия биржи, цена закрытия, максимальная и минимальная цена определённого временного интервала). Применяются для отображения биржевых данных: котировок акций или валют, данных спроса и предложения.
Диаграммы-линии (графики)
Диаграммы-линии или графики — это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями. Точки могут быть как видимыми, так и невидимыми (ломаные линии). Диаграммы-линии целесообразно применять тогда, когда число размеров (уровней) в ряду велико. Кроме того, такие диаграммы удобно использовать, если требуется изобразить характер или общую тенденцию развития явления или явлений.
Преимущество диаграмм
Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.
А так же:
Наглядность
Информативность
Возможность проведения анализа
Возможность выявления процентных соотношений
Вступительное слово учителя.
Изучая такие предметы как математика, физика нам часто приходится строить графики. В математике это графики функций, в физике – построение графиков движения.
Процесс построения графиков достаточно трудоёмкий, требует внимательности, хороших вычислительных навыков, поэтому практически всегда с построением графиков связаны не очень приятные моменты.
Сегодня мы увидим как информационные технологии, а в частности, электронные таблицы MS-Excel позволяют превратить этот процесс в быстрый, доступный и наглядный.
Цель нашего урока — продолжить изучение графических возможностей табличного процессора MS-Excel, рассмотрим примеры построение графиков в математике, физике. Тема нашего сегодняшнего урока “Построение графиков в электронных таблицах”
4. Компьютерный практикум. Пример № 1. (прилагается)
Рассмотрим примеры из математики, где можно использовать электронные таблицы Excel.
Чтобы построить график данной функции, нужно над графиком функции у=sinx осуществить следующие преобразования: 1. Сжать ее к оси ординат с коэффициентом 2. 2. Растянуть от оси абсцисс с коэффициентом 3. 3. Сжатую и растянутую синусоиду сдвинуть вдоль оси абсцисс на вправо.
1. В ячейки В7, С7, D7, E7,F7 введите x, y1, y2, y3, y4 соответственно.
2. В диапазон ячеек B8:B32 введем значения переменной от –6 до 6 с шагом 0,5.
3. В ячейки С8, D8, E8,F8 введем формулы: =SIN(ПИ()/2*B8), =SIN(2*ПИ()/2*B8), =3*SIN(2*ПИ()/2*B8), =3*SIN(2*ПИ()/2*B8-(1/2)*ПИ())
4. Заполнить оставшиеся ячейки с помощью Автозаполнения.
5. Выделите диапазон ячеек.
6. Вставка-График- Выбрать данные-Изменить тип диаграммы – Точечная с гладкими кривыми
Электронные таблицы MS-Excel позволяют не только строить графики тригонометрических функций, но и графически решать уравнения. Рассмотрим пример. Пример № 2. (прилагается)
РЕШИТЬ ГРАФИЧЕСКИ УРАВНЕНИЕ: COSX=X2+1
1. Рассмотрим две функции: у=cosx и y=x2+1.
2. Построим график функции у= cosx.
3. Построим график функции y=x2+1. Это парабола.
4. Построенные графики имеют одну общую точку А(0;1). Значит, заданное уравнение имеет один корень 0 – это абсцисса точки А.
Ответ: х=0.
А теперь рассмотрим построение графиков с помощью Excel в физике на примере движения с постоянным ускорением свободного падения. С движением тел, получивших начальную скорость под углом к ускорению свободного падения, приходится встречаться довольно часто. Например: снаряд, выпущенный под углом к горизонту; ядро, которое толкнул спортсмен. Найдем траекторию тела, брошенного под углом к горизонту, при условии, что на всем пути его движения ускорение свободного падения остается постоянным.
Из физики мы знаем, что движение с постоянным ускорением можно описать уравнениями. Пример № 3. (прилагается)
Уравнения криволинейного движения х=V cost y=V sint — Уравнение траектории y=bx2+cx, где c=tg b= —
По графику мы видим, что если ускорение свободного падения постоянно, то тело, брошенное под углом к горизонту, движется по параболе.
5. Зрительная гимнастика. Презентация №3. (прилагается)
6. Практическая работа за компьютерами.
Постройте график функции y = -2cos (2x+ ��/2) на отрезке [-6; 6] с шагом 0,5 и покажите все преобразования графика. Практическая работа прилагается.
7. Подведение итогов, выставление оценок.
8. Домашнее задание по карточкам.
Постройте график функции у = на отрезке [-6; 6] с шагом 0,5.