Учитель: Саркисян Марина Владимировна
Место, город: МАОУ «СОШ №83», г. Пермь
Предмет: информатика
Класс: 10 (база, урок проводится с учётом деления класса на группы)
Тема урока: Правила общения в коммуникационных службах Интернета.
Место урока: общая тема «Информационно – коммуникационные технологии в компьютерной сети» (глава 3, учебник Н.В. Макаровой), урок №7-8, изучение нового материала.
Продолжительность урока: 90 минут (уроки даются парами)
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
Учитель: Здравствуйте. Садимся. Отключаем и убираем мобильные телефоны. Для работы вам сегодня понадобятся тетрадь, ручка, линейка. Приготовьте их, пожалуйста.
II. Вызов (15 мин.)
Введение в тему
Учитель: На прошлых уроках мы изучили и обсудили такие понятия как, локальная и глобальная сеть, службы сети Интернет, правила поиска информации. Сегодня мы продолжим изучение темы «Компьютерные сети». Тему урока и его цель вы определите сами, после того, как мы с вами проведем небольшой опрос.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Учитель: Я буду задавать вам вопросы, а вы кратко на них отвечать. Ответы необходимо оформить в тетради в виде таблицы, проставляя вместо ответа «Да» знак «+», а вместо ответа «Нет» знак «-». Это не тест, ответы не оцениваются, они должны отражать ваше личное мнение.
Итак, открываем тетради, пишем число, чертим таблицу: 12 столбцов по 1 см, вниз три строки по 1 см. В первой строке таблицы записываем числа от 1 до 12, это номера вопросов. Ответы на вопросы записываем во второй строке таблицы.
Учитель изображает пример таблицы на доске.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся чертят таблицу в тетради.
Учитель: Внимание!
Учитель читает вопросы, учащиеся заполняют вторую строку таблицы.
Вопросы:
Верите ли Вы, что этикет – это набор норм и правил, без которого невозможно общение людей?
Верите ли Вы, что в связи с стремительным развитием сети Интернет, сложилось новое понятие — сетевой этикет?
Верите ли Вы, что один из принципов организации общения в Интернет звучит так «Индивидуализм уважается и поощряется»?
Верите ли Вы, что один из принципов организации общения в Интернет основывается на фразе «Сеть следует защищать»?
Верите ли Вы, что для использования служб Интернет необходимо знать правила общения в каждой службе?
Верите ли Вы, что для использования услуг информационных и коммуникационных служб Интернет действуют единые правила?
Верите ли Вы, что высказывание Мэри Уилсон Литтл «Вежливость — лишь одна половина хороших манер. Другая половина — тонкая ложь» отражает суть общения в сети Интернет?
Верите ли Вы, что Вы знаете правила общения в электронной почте?
Верите ли Вы, что Вы знаете правила общения в чатах?
Верите ли Вы, что Вы знаете правила общения в телеконференциях?
Верите ли Вы, что Вы сможете соблюдать все правила сетевого общения?
Верите ли Вы, что соблюдение правил сетевого этика делает использование Интернет полностью безопасным?
Учитель: Отвечая на вопросы, вы, конечно, анализировали их смысл. Попробуйте, опираясь на это, сформулировать тему урока.
Учащиеся с мест высказывают свои предположения.
Учитель фиксирует их на доске и предлагает одному из обучающихся обобщить предположения и чётко сформулировать тему урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учитель: Думаю, что каждый из вас имеет опыт общения в сети Интернет, исходя из своего личного опыта и темы урока запишите в тетрадь цель урока, которую вам бы хотелось сегодня достичь.
Учащиеся определяют и записывают индивидуальные цели урока.
Учитель просит 3-4 учащихся озвучить их цели.
III. Этап «Осмысление» (40 минут)
Приём «Концептуальная таблица»
1) Определение объектов сравнения, линий сравнения, подготовка таблицы (5-6 мин.)
Учитель: Давайте вспомним какие коммуникационные службы предлагает нам сеть Интернет?
Ученики называют коммуникационные службы, которые были изучены на предыдущих уроках.
Учитель: Исходя из темы урока и, имеющихся у Вас знаний, предложите линии сравнения этих служб. Например: цель общения и т.д.
Учащиеся предлагают линии сравнения.
Учитель фиксирует их на доске. Желательно, чтобы было 6-7 линий сравнения.
Учитель: Хорошо. Теперь расставим приоритеты предложенных линий сравнения и выделим 5 наиболее значимых.
Учащиеся предлагают номера приоритетов.
Учитель расставляет их.
Учитель: Итак, мы определили по каким характеристикам можно сравнить службы для общения. На основе ваших предложений построим таблицу сравнения. Ваша задача – заполнить таблицу, основываясь на информации, полученной при чтении текста. Текст находиться в общем электронном ящике, папка Диск, файл «Правила сетевого этикета»
Давайте подготовим таблицу для работы.
Учитель чертит таблицу на доске.
Учащиеся чертят таблицу в тетради.
Электронная почта | Чат | Телеконференция | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: на изучение текста и заполнение таблицы отводится 25 минут
2)Самостоятельная работа учащихся (25 мин.)
Учащиеся садятся за ПК, скачивают файл из общего электронного ящика, изучают текст и заполняют таблицу.
Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникающие по работе с текстом, просматривает ход выполнения задания и, при необходимости, корректирует заполнение учащимся таблицы – не указывает ему правильные ответы, а помогает четко и компактно выполнить заполнение таблицы.
Текст файла:
Сетевой этикет
При использовании Интернет нужно помнить, что средства глобальной сети являются всего лишь средствами связи между людьми и никаким образом не отменяют правила, принятые в реальном мире. Однако специфические условия сети Интернет налагают дополнительные условия т требования при использовании сетевых служб. В связи с развитием Интернет, ростом количества людей, которые пользуются сетевыми ресурсами, сложилось новое понятие — сетевой этикет.
Сетевая этика основана на двух главных принципах:
Индивидуализм уважается и поощряется.
Сеть следует защищать.
В настоящее время электронная переписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной.
Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом.
В обычной деловой переписке есть общепринятые правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки.
Обязательно заполняйте графу «Тема письма». Она должна привлечь внимание получателя, быть краткой – не более 50 знаков – и по существу. Из-за опасения получить в письме вирус или спам, многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.
Обязательно пишите приветствие, состоящее из приветственного слова и имени получателя, перед основным текстом письма.
Правильно структурируйте свое письмо. Разбивайте Ваш текст на логические абзацы и вместо чересчур длинных предложений используйте несколько коротких. Старайтесь, чтобы Ваши предложения содержали не более 15-20 слов. Отделяйте абзацы друг от друга отступом или пустой строкой.
Будьте краткими и выражайте мысли по существу. Если Вам необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, то лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения.
Прикреплённые файлы должны иметь минимальный объем и ссылку на их содержание в тексте письма. Сообщения электронной почты могут иметь вложения. Так, например, к электронному письму может быть приложен файл с фотографией или, например, с программой. Не пересылайте большие файлы без предварительной архивации. В тексте письма обязательно указывайте какой файл Вы прикрепили и зачем. Иначе, получатель письма может подумать, что Ваше вложение — это самовольно прицепившийся вирус, и уничтожит его, не читая, так как открывать возможный вирус опасно.
Прежде чем отправить письмо, проверьте орфографию, грамматику и пунктуацию. Это важно не только потому, что неграмотно написанное письмо может испортить впечатление о Вас, и потому, что очень трудно читать текст без запятых и точек.
На электронные письма обязательно нужно отвечать. Отвечать знакомым людям следует в течении суток. Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо об этом сообщить, не затягивая с ответом.
Если обращение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней. Если обращение необоснованно (например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в коем случае.
Не пишите ПРОПИСНЫМ ШРИФТОМ. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, рассматривается как крик.
В конце письма обязательно ставьте свою подпись. Подпись — это небольшой блок текста, добавляемого в конец Ваших сообщений, который идентифицирует Вас и содержит Вашу контактную информацию. Делайте подпись краткой: не более четырех — семи строк.
Телеконференции (или группы новостей) — это глобальные или локальные форумы, в которых люди с общими интересами обмениваются информацией, обсуждают различные темы и задают друг другу вопросы. Основным достоинством телеконференций является возможность получения практически любой информации в достаточно короткие сроки.
Правила, которые используются при общении в телеконференции:
При первом знакомстве необходимо представиться, для этого формируется список участников телеконференции.
Во время обсуждения нужно хорошо понимать предмет обсуждения.
Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
В высказывании критических замечаниях по отношению к другим руководствуйтесь не эмоциями, а здравым смыслом, будьте справедливы.
Умейте признавать свои ошибки.
Отстаивая свое мнение используйте доказательства, а не амбиции.
Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.
Сообщения должны быть краткими. Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.
Самореклама недопустима.
Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам. Для частных писем есть электронная переписка.
Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.
Чат (chat — разговор) — это ресурс Интернет, на котором посредством программ и скриптов реализована возможность одновременного общения большого количества пользователей в реальном времени.
Каждый присутствующий в чате имеет свой ник (от англ. nickname — прозвище), т.е. прозвище, которым его называют в чате. Фразы набираются с клавиатуры в соответствующее поле ввода и таким образом происходит общение пользователей.
При общении в чатах желательно выполнять следующие правила:
Обращаясь к кому-либо, пишут его ник с двоеточием в начале фразы.
Здоровайтесь, когда появляетесь в чате.
Не повторяйте реплики по несколько раз, если на них нет ответа, чтобы не показаться назойливым и нетерпеливым.
Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих. Это касается как иностранных языков, так и сленга.
Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.
Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.
Никогда не пишите то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.
Если вы находитесь на чат — сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора. Для желающих просто пообщаться существуют специальные серверы.
Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения доступа на сервер.
Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями – дайте возможность высказаться другим.
Не пишите ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, так как это эквивалентно крику.
Уходя из чата, принято попрощаться с собеседниками.
Обсуждение результатов заполнения таблицы (8-9 мин.)
Учитель: Время работы с таблицей сравнения закончено. Давайте обсудим полученные результаты.
Учащиеся озвучивают записи, сделанные ими в таблице. В ходе обсуждения ответов возможно внесение дополнений каждым учащимся в его таблицу.
Учитель: Молодцы. Теперь переходим к закреплению полученных знаний на практике.
IV. Этап: Практикум (20 мин.)
Учитель: Для выполнения практической работы вам необходимо распределиться в группы по 3 человека. (учитывая, что урок проводится для половины класса, таких групп получается 4-5).
Учащиеся распределяются по группам.
Учитель: Каждой группе необходимо выполнить задание: (текст задания выдается каждой группе в виде распечатки)
Проанализировать входящие письма в общем почтовом ящике, найти те, в которых есть нарушения правил этикета для службы «Электронная почта», дать рекомендации по исправлению нарушений.
Исходя из собственного опыта, привести 3-4 примера нарушения правил общения при использовании службы «Чат». Определить причины невыполнения правил сетевого этикета.
Обозначить тему телеконференции, в которой ваша группа хотела бы принять участие. Составить текст первого сообщения от вашей группы для участия в этой конференции.
Работа в группах продолжается 10-12 минут. Затем, в каждая группа представляет результаты своей работы. На обсуждение работы в группах отводится 8-10 минут.
Учащиеся работают в группах.
Учитель помогает учащимся, отвечая на их вопросы.
Затем идет обсуждение результатов работы.
От каждой группы выступает один учащийся. Участники других групп высказывают свои замечания, пожелания, мнение о представленном результате работы.
Учитель обращает внимание учащихся, что их критика должна быть обоснованной и носить конструктивный характер.
Учитель подводит итоги работы в группах, обращая внимание на «+» и «-» работы каждой группы.
V. Этап «Рефлексия» (10 мин.)
Возвращение к приему «Верный и неверный ответ»
Учитель: Возвращаемся к первой таблице в тетради, в которой вы отмечали ответы на мои вопросы. Я снова зачитываю вопросы, а вы заполняете третью строку таблицы, вновь проставляя вместо «Да» знак «+», а вместо «Нет» знак «-».
Учитель читает вопросы.
Учащиеся фиксируют свои ответы в таблице.
Учитель: Давайте обсудим, изменились ли результаты ответов на вопросы, после изучения вами нового материала и закрепления его на практике? И ,если да, то почему?
Учащиеся комментируют полученные результаты и делают выводы.
Учитель: А теперь, вернитесь к цели урока, которую вы себе поставили. Достигли ли вы её выполнения? Если «Да», поставьте рядом с ней знак «!», если нет знак «?».
Учитель: Теперь прошу обратить ваше внимание на результат ответа на последний вопрос. Поднимите руки те, у кого оба ответа на этот вопрос знак «+», у кого «-», у кого есть и «=» и «-».
Учащиеся поднимают руки.
Учитель: Итак, мы видим, что мнения по ответу на вопрос различны. Значит нам необходимо изучить и обсудить этот вопрос. Как вы думаете, какая тема будет на следующем уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Итак, мы определили направление для следующего урока.
Давайте запишем домашнее задание.
Д/З: конспект в тетради, пар. 3.4, вопросы после параграфа. Тем, у кого рядом с целью урока поставлен знак «?» необходимо сформулировать вопросы, на которые вы не смогли получить ответы и в результате не достигли поставленной цели. С этих вопросов мы начнём следующий урок.
Учитель: Оценки за активную работу на уроке, за умение анализировать информацию и применять полученные знания на практике поставлены следующим учащимся (называет фамилии).
Спасибо за урок.