Конспект урока по Информатике «Представление числовой информации с помощью систем счисления» 9 класс

Конспект урока по информатике в 9 классе

Автор: Чиркова Анна Николаевна

Занимаемая должность: Учитель информатики

Место работы: МБОУ Первомайская сош Шипуновского района Алтайского края

Тема: Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Тип: комбинированный

Цели:

— объяснить учащимся понятие «система счисления», научить переводить числа из одной системы счисления в другую:

— развивать интерес к теме, память, наглядно-образное мышление;

— воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность при решении задач.

Оборудование урока: конспект урока

План:

1. Организационный момент

2. Изучение новой темы.

3. Решение задач

4. Домашнее задание

5. Итог урока

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями как «система счисления», «алфавит систем счисления» и «основание системы счисления».

2. Изучение новой темы

Система счисления— это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.

СПрямая со стрелкой 1Прямая со стрелкой 2истемы счисления



Позиционные непозиционные

Количественное значение цифры Количественное значение цифры

зависит от ее позиции в записи числа не зависит от ее позиции в записи числа



Например число 555, в первом случае цифра 5 принимает значение сотен, во втором – десятков, а в третьем единиц. Это запись позиционной системы счисления.

А вот в записи числа XXI в римской системе счисления, цифра X и первом и во в втором случае принимает значение 10 т.е это непозиционная система счисления.

Каждая позиционная система счисления имеет свой определённый алфавит цифр и основание. Основание системы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите.


Таблица 1. Системы счисления.

Название системы счисления

Алфавит

Основание

Двоичная

0,1

2

Восьмеричная

0,1,2,3,4,5,6,7

8

Десятичная

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

10

Шестнадцатеричная

0,1.2,3,4,5,6,7,8,9, А,В,С,D,E,F

16


Пример записи чисел в различных позиционных системах счисления: 1010112, 234568, 37810, 12АС16.

Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую с основанием n.

Правило: Для того чтобы число из десятичной системы счисления перевести в любую другую позиционную систему счисления с основанием n, необходимо это число последовательно делить на основание этой системы счисления до тех пор пока остаток от деления не станет меньше n.

Полученное число необходимо записать в виде остатков от деления в обратном порядке, начиная с последнего частного.

Пример 1.

Число 2510 перевести в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

2510=110012= 318=1916

Свежие документы:  Тест по информатике для 9 класса




Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную.

Правило: для того чтобы число из любой позиционной системы счисления перевести в десятичную систему счисления необходимо это число представить в виде суммы степеней основания этой системы счисления.

Пример 2.

Перевести числа 1112, 1358, А316 в десятичную систему счисления.

1112=1*2+1*21+1*22=1+2+4=710

1358=5*8+3*81+1*82=1+24+64=9310

А316=3*16+10*161=3+160=16310


3. Решение задач

Задание 1.

Перевести число 4510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

4510=1011012=558=2С16


Задание 2.

Перевести число 3348 в десятичную систему счисления.

3348=4*8+3*81+3*82=4+24+192=22010

Задание 3.

Перевести число 10110112 в десятичную систему счисления.

10110112=1*2+1*21+0*22+1*23+1*24+0*25+1*26=1+2+8+16+64=91

Задание 4.

Перевести число 17В16 в десятеричную систему счисления.

17В16=11*16+7*161+1*162=11+112+256=37910

4.Домашнее задание.

П. 5.3.1. (учебник)

Задачи в тетради:

1. Перевести число 30410 в двоичную и шестнадцатеричную систему счисления.

2. Перевести число 101111112 в десятичную систему счисления.

5. Итог урока

Вопросы для закрепления:

1. Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?

2. Что такое система счисления?

3. С какими системами счисления вы познакомились на сегодняшнем уроке, а какие уже были вам известны?

4. По какому правилу число из десятичной системы счисления можно перевести в любую другую позиционную систему счисления?

5. Перечислите алфавит шестнадцатеричной системы счисления.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: