Конспект урока по информатике в 9 классе
Автор: Чиркова Анна Николаевна
Занимаемая должность: Учитель информатики
Место работы: МБОУ Первомайская сош Шипуновского района Алтайского края
Тема: Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Тип: комбинированный
Цели:
— объяснить учащимся понятие «система счисления», научить переводить числа из одной системы счисления в другую:
— развивать интерес к теме, память, наглядно-образное мышление;
— воспитывать внимательность, дисциплинированность, самостоятельность при решении задач.
Оборудование урока: конспект урока
План:
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы.
3. Решение задач
4. Домашнее задание
5. Итог урока
Ход урока
1. Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями как «система счисления», «алфавит систем счисления» и «основание системы счисления».
2. Изучение новой темы
Система счисления— это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.
Системы счисления
Позиционные непозиционные
Количественное значение цифры Количественное значение цифры
зависит от ее позиции в записи числа не зависит от ее позиции в записи числа
Например число 555, в первом случае цифра 5 принимает значение сотен, во втором – десятков, а в третьем единиц. Это запись позиционной системы счисления.
А вот в записи числа XXI в римской системе счисления, цифра X и первом и во в втором случае принимает значение 10 т.е это непозиционная система счисления.
Каждая позиционная система счисления имеет свой определённый алфавит цифр и основание. Основание системы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите.
Таблица 1. Системы счисления.
Алфавит | Основание | |
Двоичная | 0,1 | 2 |
Восьмеричная | 0,1,2,3,4,5,6,7 | 8 |
Десятичная | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 | 10 |
Шестнадцатеричная | 0,1.2,3,4,5,6,7,8,9, А,В,С,D,E,F | 16 |
Пример записи чисел в различных позиционных системах счисления: 1010112, 234568, 37810, 12АС16. Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую с основанием n. Правило: Для того чтобы число из десятичной системы счисления перевести в любую другую позиционную систему счисления с основанием n, необходимо это число последовательно делить на основание этой системы счисления до тех пор пока остаток от деления не станет меньше n. Полученное число необходимо записать в виде остатков от деления в обратном порядке, начиная с последнего частного. Пример 1. Число 2510 перевести в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 2510=110012= 318=1916 |
Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную.
Правило: для того чтобы число из любой позиционной системы счисления перевести в десятичную систему счисления необходимо это число представить в виде суммы степеней основания этой системы счисления.
Пример 2.
Перевести числа 1112, 1358, А316 в десятичную систему счисления.
1112=1*2+1*21+1*22=1+2+4=710
1358=5*8+3*81+1*82=1+24+64=9310
А316=3*16+10*161=3+160=16310
3. Решение задач
Задание 1.
Перевести число 4510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
4510=1011012=558=2С16
Задание 2.
Перевести число 3348 в десятичную систему счисления.
3348=4*8+3*81+3*82=4+24+192=22010
Задание 3.
Перевести число 10110112 в десятичную систему счисления.
10110112=1*2+1*21+0*22+1*23+1*24+0*25+1*26=1+2+8+16+64=91
Задание 4.
Перевести число 17В16 в десятеричную систему счисления.
17В16=11*16+7*161+1*162=11+112+256=37910
4.Домашнее задание.
П. 5.3.1. (учебник)
Задачи в тетради:
1. Перевести число 30410 в двоичную и шестнадцатеричную систему счисления.
2. Перевести число 101111112 в десятичную систему счисления.
5. Итог урока
Вопросы для закрепления:
1. Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
2. Что такое система счисления?
3. С какими системами счисления вы познакомились на сегодняшнем уроке, а какие уже были вам известны?
4. По какому правилу число из десятичной системы счисления можно перевести в любую другую позиционную систему счисления?
5. Перечислите алфавит шестнадцатеричной системы счисления.