Конспект урока по информатике и ИКТ
Тема: Представление информации в табличной форме.
«Решение логических задач»
5 класс
Автор: Данилова Елена Николаевна
Учитель информатики и ИКТ
МБОУ города Мурманска СОШ №53
Мурманск
2014
Тема мероприятия:
Табличный способ представления информации.
Ролевая игра «Решение логических задач».
Цели урока:
1 Обучающая: повторить и обобщить знания по решение логических задач с использованием таблиц, самостоятельный поиск и осмысление дополнительного материала для игры.
2. Воспитательная: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; воспитать уважение к оппоненту, умение достойно вести дискуссию, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
3. Развивающая: развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию.
План урока.
Орг.момент. (5 мин.)
Повторение. (5 мин.)
Ролевая игра «Я — следователь» (22 мин.)
Практическая работа.(8 мин.)
Подведение итогов. (5 мин.)
Ход урока.
(1-2 слайд)
I. Учитель: Здравствуйте!
Начнем нашу работу с просмотра отрывка из мультфильма. (на экране отрывок из мультфильма «Дядя Степа великан»).
Здесь мы увидели как дядя Степа спас бабушку и мы знаем героя, который совершил поступок, но, к сожалению, так бывает не всегда.
А теперь я хочу вам зачитать телефонограмму, которая пришла к нам в школу на имя директора: «Ученик вашей школы, примерно 12 лет, в августе месяце спас тонущего первоклассника, который, не соблюдая правил поведения, упал в Семеновское озеро».
Нам поручено расследовать это дело и найти героя.
Для начала распределим роли:
«Начальник отдела расследований» — учитель:(Ставит задачу перед подчиненными.)
«Группа аналитиков» (ученики)
«Криминалистическая группа» (ученики)
( класс делится на две группы, выбирается главный в каждой группе)
(3 слайд)
II. Учитель: Начальник отдела: Приглашаю все отделы на заседание по расследованию.
Из показаний очевидцев известно, что герой среднего роста, он является ровесником одного из участников и имеет белые волосы. Мы должны определить из имеющейся информации его Имя и Фамилию.
Из четырех человек, которые могли совершить поступок, герой был среднего роста. Они сидели на берегу озера, четыре школьных товарища – Артур, Борис, Владимир, Георгий. Известно, что Борис не самый высокий, но он выше Артура , а Артур ниже Георгия, который ниже Владимира.
высокий | средний | средний | низкий | |
Артур | — | — | — | + |
Борис | — | + | — | — |
Владимир | + | — | — | — |
Георгий | — | — | + | — |
(Разбор задачи происходит на доске под руководством учителя, совместно с детьми)
(4 слайд)
III. Учитель: Теперь мы знаем, что это может быть или Борис или Георгий.
Для точности определения нашего героя отделам предстоит потрудиться.
( выдается подготовленное в конверте задание каждому отделу)
Учитель:
Начальник отдела:
Проведем оперативное совещание по подведению итогов.
( представитель от каждой группы показывает решение задачи на доске)
Задание для группы аналитиков:
Из четырех друзей, двое являются ровесниками, известно, что герой — один из этих ровесников. Знаем, что Владимир старше Артура, который моложе Георгия, Владимир моложе Бориса, который старше Георгия. Определить ровесников.
старший | средний | средний | младший | |
Артур | — | — | — | + |
Борис | + | — | — | — |
Владимир | — | + | — | — |
Георгий | — | — | + | — |
( после проверки на доске 5-6 слайд)
Задание для криминалистической группы:
Известно, что у нашего героя – светлые волосы.
Фамилии друзей Белов, Чернов, Рыжов, Русаков. После случившегося друзья встретились в кафе, не пришел только Русаков. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, и у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии, кроме Русакова», — заметил черноволосый. «Ты прав», — сказал Белов. Определить цвет волос каждого.
белый | черный | рыжий | |
Белов | — | — | + |
Чернов | + | — | — |
Рыжов | — | + | — |
(после проверки на доске 7- 8 слайд)
IV. Учитель: Теперь когда мы с вами использовали всю информацию, мы можем назвать нашего героя – это Георгий Чернов. (9 слайд)
Отделы очень хорошо потрудились, и для того что бы определить лучшего сотрудника предлагаю определить адрес нашего героя, самостоятельно каждому сотруднику.
Задача (10 слайд)
Артур, Борис, Владимир, Глеб – проживают по следующим адресам: Лесная улица, 37; Цветочная, 25; Лесная, 25. Узнайте в каком доме живет каждый, если известно, что Артур и Борис живут на одной улице, Владимир и Борис живут в домах с одинаковыми номерами, Артур и Георгий – родные братья.
( задача подготовлена на компьютере, каждый решает самостоятельно)
(11 слайд)
V. Учитель:
Начальник отдела: Теперь подведем итоги.
(определяется лучшая группа и лучший сотрудник, вручаются грамоты)
4