Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
Задачи урока:
образовательные: закрепление навыков работы в графическом редакторе.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи за счет решения логических задач.
воспитательные: воспитание толерантности; воспитание коммуникативных свойств учащихся посредством работы в парах.
Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Методы обучения и воспитания: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация презентации), практическая самостоятельная работа.
Ход урока:
I.Орг.момент. Приветствие учащихся. (1 мин) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока: «Преобразование информации путем рассуждений».
II. Актуализация знаний.
Вы уже умеете преобразовывать информацию по заданным правилам. Давайте вспомним, как это преобразование выполняется:
1. По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.
КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА
Какой способ кодирования информации вы использовали? (Символьный, т. к. использованы буквы)
2. По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.
Ответ: Пятачок.
Какой способ кодирования здесь представлен? (Графический, т. к. использованы рисунки.)
Что вы сейчас изменяли? (Форму представления информации).
Молодцы!
III. Мотивационный этап.
Во многих фантастических приключениях героям предстоит раскрыть тайну, а для того чтобы ее раскрыть им необходимо обработать всю информацию в единое целое и на основе этих логических рассуждений прийти к какому – то конечному результату. И сегодня мы попытаемся на уроке путем логических рассуждений ответить на вопрос представленных задач.
IV. Изучение нового материала. На прошлом уроке вы подробно рассмотрели, как можно обрабатывать информацию, изменяя её форму, но не содержание. Рассмотрели случаи, когда в результате обработки возникает новая информация. Вначале вы анализируете имеющуюся информацию – выделяете значимые объекты и устанавливаете между ними связи. Рассуждая, вы взвешиваете различные варианты и делаете некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу, (слайд 4)
Задача 1. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме разумеется минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито. Подумайте 2 минуты. А затем начнем вместе решать у доски.
Решение: Для удобства рассуждений пронумеруем места сосудов. А теперь будем вместе рассуждать.
Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, — на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и еще чем-нибудь.
Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас. Задача решена.
V. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний. — Не менее интересна следующая задача. Попробуйте решить ее самостоятельно.
Задача 2. Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев, самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
Решение: Здесь решение надо построить следующим образом. Обозначим деревья соответственно с, б, л, т, е, к. Тогда исходные данные задачи можно будет записать так: бк, с < е, л т. Следовательно, к <л< б< т< с< е. Таким образом, самое высокое дерево – ель, а самое низкое — клен. Задача решена. (клен <липа< береза< тополь< сосна< ель)
6. Компьютерный практикум.
Цель работы: Формировать навыки выделения, перемещения, копирования и вставки графических фрагментов; закрепить навыки использования инструментов графического редактора.
Оформляете задачу с полученными ответами сразу в программе Paint, размещая деревья по возрастанию слева направо. Рисунок с деревьями будет дан на рабочем столе, вам необходимо будет открыть его с помощью программы Paint, с помощью инструмента Выделение заключите нужное дерево с его названием в прямоугольную рамку. Тем самым вы выделите фрагмент.
1. Запустите программу Paint.
2. Откройте файл Деревья (Мои документы5 «А»Деревья). Рассмотрите появившийся на экране рисунок. Расположите деревья в порядке их возрастания.
3. С помощью инструмента Выделение заключите нужное дерево с его названием в прямоугольную рамку. Тем самым вы выделите фрагмент. Переместите выделенный фрагмент с помощью мыши. Поочерёдно выделяя и перетаскивая оставшиеся деревья, расположите их в один ряд. При необходимости используйте инструмент Выделение произвольной области. Ошибочные действия отменяйте командой Отменить меню Правка.
VII. Подведение итогов. — Итак, мы сегодня с вами расширили представления о задачах обработки информации. Научились преобразовывать информацию путем рассуждений. Познакомились еще с одним способом обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
Критерии оценивания учащихся:
1.Активность учащихся на уроке;
2.Решение практической работы;
3. Дисциплинированность.
Спасибо за урок, до свидания!