МБОУ ООШ №6
Урок информатики
Тема «Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel»
класс: IX (общеобразовательный)
учитель: Е.Н.Кулик
Тема урока: «Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel»
Тип урока: урок — закрепление изученного
Вид урока: урок – практикум
Технология: проблемно – исследовательская
Оборудование: компьютерный класс оснащенный современной техникой и программным обеспечением
Цели урока:
Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Учебная — изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока.
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий (работа в группах).
Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
Домашнее задание.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
— нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютер;
— нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;
— нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;
— нельзя ходить по классу, вставать со своего места;
— в случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя.
Фронтальный опрос.
На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.
Вспомним для чего нужна эта программа? (С помощью ее богатой библиотеки диаграмм можно составить диаграммы и графики разных видов: круговые, столбчатые диаграммы, графики; можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах; печатать на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе и вставлять диаграммы в нужное место листа)
Как вы понимаете термин «деловая графика»? (Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные)
При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? (Диаграммы и графики можно построить с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм)
Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? (Чтобы задать автоматическое вычисление в таблице значений по определенной формуле надо ввести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций)
Можно ли контролировать ввод формулы? (Контролировать ввод формулы можно используя окно ввода формулы)
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Чтобы занести формулу в несколько ячеек нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне)
Что можно сказать о виде курсора, установленном на правом нижнем маркере ячейки?
III. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Тема урока«Приближенное решение уравнений с помощью табличного процессора Excel»
Из курса математики давайте вспомним, что значит решить уравнение? (Решить уравнение значит найти его корни или доказать, что корней нет)
Какие способы решения уравнений вам известны? (Существуют два способа решения уравнений: аналитический и графический)
Остановимся на графическом методе нахождения корней. Исходя из этого метода, скажите, пожалуйста, чем являются корни уравнения? (корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс).
Если мы решаем систему уравнений, то что будет ее решением? (Решением системы уравнений будут координаты точек пересечения графиков функций).
На прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики.
Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.
у=х2
у=2х+9
Что нужно сделать, чтобы решить эту систему уравнений? (Преобразовать данную систему в приведенную)
Получаем: х2=2х+9
у=х2
Для оценки решений воспользуемся диаграммой на которой отобразим графики обеих функций в одой системе координат.
Сначала постоим таблицу.
Первая строка — строка заголовков
А В С
x y=x*x y=2x+9
далее для построения этой таблицы воспользуемся следующими формулами:
При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента х. Ребята, предложите начальное значение х (___).
А почему мы можем взять начальное значение равное ____? (Потому что область определения обеих функций — все действительные числа).
— Для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу:
А2+1, где +1 — это шаг изменения аргумента и скопировать ее до ячейки А23.
— При заполнении столбца В в ячейку В2 заносим формулу А2*А2, которую тоже копируем до ячейки В23.
— При заполнении столбца С в ячейку С2 заносим формулу 2*А2+9 и также копируется до С23.
— Выделите полученную таблицу.
На панели Стандартная щелкните на кнопке «Мастер диаграмм», откроется окно «Мастер диаграмм», щелкните на типе «Точечная», затем выберите вид «Точечная диаграмма со значениями соединенными сглаженными линиями» и построим диаграмму оценки решений.
Что мы видим на диаграмме? (На диаграмме видно, что оба графика имеют две точки пересечения)
Что можно сказать об этих точках пересечения?(Координаты точек пересечения и есть решения системы)
По графику приближенно можно определить координаты
Давайте еще раз вспомним, как графически найти решение уравнения?
(Это можно сделать, построив график функции y=x^3-2x^2+4x-12 и определив координату х точек пересечения с осью ОХ.
Или представить данное уравнение в виде x^3=2x^2-4x+12 и построив два графика y=x^3 y=2x^2-4x+12 и определить абсциссы точек пересечения графиков функций и значения абсцисс будут корнями уравнения)
Мы уже рассмотрели построение двух графиков. Давайте найдем решение этого уравнения, определив координату х точек его пересечения с осью ОХ.
Начинаем с заполнения таблицы.
В строку заголовков заносим текст:
А В
Х y=x^3-2x^2+4x-12
Я предлагаю начальное значение аргумента взять равное 0, его заносим в ячейку А2.
В ячейку А3 заносим формулу =А2+0,15 и копируем до ячейки А20.
В ячейку В2 заносим формулу =А2^3-2*А2^2+4*А2-12 и также копируем до В20.
Как определяем решение уравнения? (определяем координату х точек пресечения графика с осью ОХ)
Сколько таких точек? ( одна)
Чему равна ее абсцисса (х=2,4)
Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий (работа в группах)
Таким образом мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы сейчас и сделаем.
Каждая группа получит индивидуальное задание. После выполнения задания группа должна распечатать таблицы и графики своего задания.
В каждой группе есть консультанты, и я при выставлении оценок буду учитывать его мнение. На работу вам отводится 10минут.
I II III
2x+y=-3 2y=34-x^2 x^2+y^2=25
2x^2=-22+5x+y y=x^2+11 3y=4x
решений нет (-2;15), (2;15) (3;4), (-3;-4)
(выступление консультантов)
V. Домашнее задание : Проанализировать и проверить задания , оформить отчеты в тетради.
VI.Рефлексия.
— Сегодня на уроке мы рассмотрели …
— с помощью программы Excel можно строить …
— до этого урока я не знал …
— Я на уроке злился на себя, потому что …
— я могу похвалить сегодня …. ,за то, что…
— сегодня на уроке я научился…
— мне на протяжении всего урока было …
— я хочу ..