Класс: 7 (ІІ подгруппа)
Тема: Программирование линейных алгоритмов
Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.
2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.
3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.
Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Pascal, Интерактивная доска, проектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов».
План урока:
Организация начала урока | 7 мин | |
ІІ | Актуализация знаний. | |
ІІІ | Постановка целей и задач. | |
IV | Изучение нового материала. | 15 мин |
V | Закрепление изученного на уроке (Практика на компьютере). | 15 мин |
VI | Рефлексия | 5 мин |
VII | Информация о домашнем задании | 3 мин |
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
— Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)
— Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)
III. Постановка целей и задач.
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.
IV. Изучение нового материала.
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:
присваивания,
ввода,
вывода.
Оператор присваивания
А:=В; где А – переменная, В – выражение;
Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;
ОПЕРАТОР ВВОДА
Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An); — где A1,A2,…,An – имена переменных.
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; — переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.
ОПРЕАТОР ВЫВОДА
WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.
Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.
WRITELN(B1,B2,…,Bn); — отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.
V. Закрепление изученного на уроке.
— Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)
Вывести на экран приветствие: Привет, это я!
Имя этой программы privet. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.
Решение:
Program privet;
Begin
Write(‘Привет, это я!’);
End.
(Слайд 14.)
Пример 2. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
— Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)
— Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)
— Запишем алгоритм графическим способом.
— Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.
Program primer4; { Заголовок программы }
Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }
Begin { Раздел операторов}
Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}
Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}
S:=A+B; {оператор присваивания}
Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}
Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}
End. {конец программы}
Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.
VI. Информация о домашнем задании.
Написать программу. Определить стоимость покупки и размер сдачи.
Цена товара, количество купленных килограмм и количество поданных кассиру денег вводятся с клавиатуры.
VII. Рефлексия.
— Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
— Назовите операторы ввода? (readln)
— Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
— Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)
Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.