План – конспект урока информатики
Тема: Программное обеспечение компьютера.
ФИО (полностью) | Миронова Ольга Николаевна | |
| Место работы | МОУ: Усть-Озерская ООШ, Борзинского района |
| Должность | Учитель информатики |
| Предмет | информатика |
| Класс | 8 класс |
| Базовый учебник | «Информатика» 8 класс, автор Л.Л. Босова |
Цель: Знакомство с понятием «программное обеспечение» и его классификацией.
Задачи:
А) Образовательные – раскрыть сущность понятий «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО».
Б) Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
В) Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Планируемые образовательные результаты
Предметные – иметь понятие о программном обеспечении персонального компьютера и основных его группах.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— обобщать полученную информацию;
— давать оценку своим действиям, оценивать результат;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
— работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
— формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись на занятии; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
— сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||||||||
| Приветствие обучающихся, подготовка рабочих мест. Добрый день, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением». Проверяет готовность класса и учеников к уроку.
| Обучающиеся приветствуют учителя, рабочие места подготовлены.
|
| ||||||||
|
Учитель: Сейчас мы с вами побываем в виртуальном компьютерном магазине, для того чтобы купить комплектующие к компьютеру. Начинаем наше путешествие. Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются различные устройства (слайд 2). Для того чтобы сделать правильный выбор предлагаю выполнить задание. Самостоятельная работа по карточкам (5 минут) Задание: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств (прил. 1). Учитель: Что вы выберете из этого многообразия устройств? (вопрос в класс) Выбор устройств необходимых для работы с компьютером.
|
Самостоятельная деятельность. Обучающиеся выполняют задание.
|
Познавательные УУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||||||||
3. Постановка целей и задач урока
| Учитель: Сейчас предлагаю вам разгадать ребус и узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Как грудной малыш без мамы,
Учитель: Итак, тема нашего урока…. Сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера. Ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?» Запишем тему урока в рабочую тетрадь (слайд 1). |
Обучающиеся формулируют тему урока, записывают тему урока в рабочую тетрадь | Регулятивные УДД Целеполагание.
| ||||||||
4. Изучение нового материала.
| 1.Беседа: Учитель: Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО? Это совокупность программ, т.е. большое количество программ. Учитель: А все ли программы одинаковы? Учитель: На компьютере есть множество программ. Все программы можно разделить на группы. Итак, рассмотрим структуру программного обеспечения (слайд 4). Учитель: Чтобы подобрать необходимое программное обеспечение для нашего компьютера, мы проведем исследование. Учитель: Я раздам вам файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить какая относится к вашему классу ПО, а также выбрать программы, относящиеся к нему. Также вам предложены названия программ, из которых необходимо выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют нужному вам типу ПО (прил. 2).
| Обучающиеся рассуждают, отвечают на вопросы.
Самостоятельная работа с последующим обсуждением.
| Коммуникативные УДД Планирование Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УДД Поиск и выделение необходимой информации.
| ||||||||
5. Закрепление
| Учитель: Для закрепления знаний предлагаю выполнить следующие задания. Задания выполняются по парам. Задание 1: Найдите лишнее. А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Задание 2: (работа в паре) Сравните, чего больше: А) Графических редакторов или прикладных программ? Б) Антивирусных программ или системных программ?
Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения (прил.3).
Практическая работа Задание: Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере (прил. 4).
Задание 5 (дополнительное – в группах): Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу) (прил. 5) . | Обучающиеся самостоятельно выполняют задания. Взаимопроверка. Оценка. | Регулятивные УДД Контроль Коррекция Оценка | ||||||||
6. Подведение итогов занятия. Общие выводы урока | Общие выводы урока:Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?» Какое программное обеспечение нужно приобрести для нашего компьютера? | Обучающиеся отвечают на вопросы.
| Познавательные УДД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. Регулятивные УДД. Оценка. Осознание качества и уровня усвоения. | ||||||||
| Получение обратной связи. | Самоанализ деятельности. Я Узнал Научился Удивился Задумался Повторил Запомнил | Познавательные УДД. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||||||||
8.Информация о домашнем задании
| Постройте граф, описывающий состав программного обеспечения компьютера | Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю. |
|
Список литературы:
Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Задание 1.
Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).
Устройства вывода информации Устройства ввода информации
Монитор Мышь Клавиатура Фотоаппарат Web-камера Наушники Сканер Джойстик Колонки Проектор Микрофон Принтер
Приложение 2.
1.___________________________________________включает в себя операционную систему и сервисные программы.
Операционная система — это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.
Наиболее распространённые ОС для персональных компьютеров: ________________________________________________________________
Сервисные программы
Архиваторы_____________________________________________________
Антивирусные программы_________________________________________
Коммуникационные программы____________________________________
2.Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют ________________________________________________________________
Программирование — это процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения.
Для записи программ используются специальные языки — языки программирования (формальные языки)
Языки программирования:_________________________________________
3.Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, принято называть _______________________________
Приложения общего назначения_____________________________________
_________________________________________________________________
Приложения специального назначения ________________________________
__________________________________________________________________
Opera Бухгалтерские программы
Электронные таблицы Winzip
DrWeb Издательские системы
Текстовые редакторы Редакторы презентаций
Mozila Firefox Графические редакторы
Паскаль Математические пакеты
Winrar
Учебники, словари
Windows
Бейсик
Приложение 3.
Задание 1: (работа в паре).
Найдите лишнее.
А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: __________________
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: ___________________
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: ____________________
Задание 2: (работа в паре)
Сравните, чего больше:
А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: __________________________
Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: __________________________
Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.
Прикладное программное обеспечение Системы управления базами данных Мультимедиа проигрыватели Операционная система Системы автоматизированного проектирования Архиваторы Бухгалтерские программы Антивирусная программа Электронные учебники Геоинформационные системы Офисные пакеты Программы обслуживания дисков Системное программное обеспечение
Приложение 4.
Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере
Пример | |
Операционная система |
|
Архиватор |
|
Антивирусная программа |
|
Коммуникационная программа |
|
Система программирования |
|
Текстовые редакторы |
|
Графические редакторы |
|
Редактор презентаций |
|
Электронные таблицы |
|
Электронное учебное издание |
|
Игра |
|
Редакторы работы со звуком |
|
Редакторы работы с видеоинформацией |
|
Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере
Пример | |
Операционная система |
|
Архиватор |
|
Антивирусная программа |
|
Коммуникационная программа |
|
Система программирования |
|
Текстовые редакторы |
|
Графические редакторы |
|
Редактор презентаций |
|
Электронные таблицы |
|
Электронное учебное издание |
|
Игра |
|
Редакторы работы со звуком |
|
Редакторы работы с видеоинформацией |
|
Приложение 5.
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):
1 группа
Системное ПО | Прикладное ПО | |
Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта |
|
|
Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы |
|
|
Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом |
|
|
2 группа
Системное ПО | Прикладное ПО | |
Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни |
|
|
Web – дизайнер создает сайт известной фирмы |
|
|
Школьник играет в компьютерную игру |
|
|
| |
Научился |
|
Удивился |
|
Задумался |
|
Повторил |
|
Запомнил |
|
| |
Научился |
|
Удивился |
|
Задумался |
|
Повторил |
|
Запомнил |
|
Узнал |
|
Научился |
|
Удивился |
|
Задумался |
|
Повторил |
|
Запомнил |
|
| |
Научился |
|
Удивился |
|
Задумался |
|
Повторил |
|
Запомнил |
|