Цели урока:
учить определять какая бусина (фигурка) цепочки следует раньше, а какая позже другой, истинность-ложность утверждений, работать по инструкции, находить предметы по заданному признаку, обводить и соединять их;
развивать внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения;
прививать интерес к предмету.
Оборудование: ПК, РТ, учебник.
Ход урока
Организация начала урока
Приветствие, посадка, наведение рабочего порядка.
Актуализация раннее изученного материала
Проверка домашнего задания
3) Сообщение темы и целей урока
— Рассмотрите серию сюжетных картинок.
Картинки расположены не по порядку.
— Ребята, рассмотрите внимательно картинки.
— Что увидели?
— Что хотите сказать?
— Расположите картинки в той последовательности, в которой происходили события. Коллективная работа.
— Какое событие произошло раньше других?
— Почему так считаете?
— Какое событие произошло позже других?
— Объясните свое мнение.
— Как вы думаете, важно ли знать о том, какое событие в жизни происходит раньше, а какое позже?
— Почему?
— Когда еще мы пользуемся понятиями «раньше», «позже»?
Ответы учащихся.
— Сегодня на уроке вы будете учиться определять положение предметов в цепочке, а также последовательность событий.
— А какова тема урока, вы, наверное, уже догадались.
— Правильно. Тема урока «Раньше — позже».
4) Изучение нового материала
Работа с учебником.
— Откройте учебники на странице 52.
— Рассмотрите рисунки в учебнике и прочитайте пояснения к ним.
Самостоятельная работа детей.
— Обсудите увиденное и прочитанное в парах.
Работа в парах.
— Что узнали?
— Как назвать ту бусину, которая идет в цепочке раньше: следующей или предыдущей? (Предыдущей.)
— Как назовете ту бусину, которая идет в цепочке позже? (Следующей.)
— В цепочке, которую вы рассматривали, какая бусина идет раньше всех? (Квадратная красная бусина.)
— Как вы это определили? (Перед ней нет других бусин.)
— Какая бусина в этой цепочке идет позже других? (Треугольная синяя бусина.)
— Как узнали? (После нее нет других бусин.)
5) Первичное закрепление знаний.
Работа с учебником.
— Рассмотрите цепочку в задании 109 (с. 52).
Примечание: изображение данной цепочки можно вынести на доску.
— Что хотите сказать? (Цепочка состоит из овощей и фруктов.)
— Какой предмет в цепочке следует раньше других? (Баклажан.)
— Какой предмет следует позже других? (Груша.)
— Что расположено раньше: свекла или капуста? (Свекла.)
— Что идет позже яблоко или капуста? (Капуста.)
Работа в рабочей тетради.
— Определите истинность утверждений для предметов данной цепочки (задание 109, с. 27 рабочей тетради).
— Сколько истинных утверждений? (Три.)
— Сколько ложных? (Три.)
— Какие высказывания истинные? («В этой цепочке свекла идет раньше груши»; «В этой цепочке баклажан идет раньше свеклы»; «В этой цепочке капуста идет позоре свеклы».)
— Назовите ложные утверждения. («В этой цепочке баклажан идет позлее яблока»; «В этой цепочке яблоко идет после капусты»; «В этой цепочке груша идет раньше яблока».)
— Отгадайте загадку.
Сам дней не знает, а другим указывает.
(Календарь.)
— Что такое календарь? Для чего он нужен?
— Найдите в рабочей тетради цепочку, состоящую из названий месяцев. Какой месяц начинает цепочку? (Январь.) Какой завершает? (Декабрь.)
— Какой месяц идет раньше: март или май? (Март.)
— Какой месяц идет позже: сентябрь или ноябрь? (Ноябрь.)
— Определите истинность-ложность утверждений в задании 110(с. 27. рабочая тетрадь).
— Если необходимо, можете пользоваться цепочкой, состоящей из месяцев.
Звучит песня «День рождения» (сл. А. Тимофеевского, муз.В. Шаинского).
— Вы, наверное, согласитесь, что день рождения — один из самых любимых праздников.
— Каждый из нас знает свой день рождения, дни рождения самых близких людей, лучших друзей. Но ведь мы не должны забывать и о днях рождения своих одноклассников, родственников, знакомых. Чтобы никого не забыть и невольно не обидеть невниманием, многие люди делают отметки о важных датах в своих календарях.
— На с. 55 учебника найдите листочки календаря с записями дней рождений детей.
— Кто родился раньше всех детей? (Миша.)
— Кто родился позже остальных? (Надя.)
— Пользуясь листочками календаря, определите истинность утверждений и запишите в рабочей тетради (с. 28).
Самостоятельная работа детей.
— Проверьте работу друг друга.
6) Итог урока.
Чему научил вас сегодняшний урок?
— Почему эго важно знать?
— Всё ли у вас получилось?
— Какое задание показалось самым интересным?
7) Домашнее задание
Стр. 56 № 123