Тема урока: | «Растровое кодирование графической информации»
|
Класс: | 6
|
Цели урока: |
— создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по изучаемой теме, создание целостного представления об изображениях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений, постановка проблем нацеленных на дальнейшую работу по данной теме. — познакомить с видами компьютерной графики и особенностями кодирования одного из них.
— создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; — развивать операционно-контрольные умения, умения оценивать результаты выполненных действий; — способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным материалом. — создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты; — развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах.
— воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
|
Задачи урока: |
|
Тип урока: | Комбинированный
|
Знания и умения: | В результате изучения темы «Растровое кодирование графической информации» учащиеся должны знать:
уметь:
развитие навыков:
|
Технологии обучения | Личностно — ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемное обучение, развивающее обучение.
|
Методы обучения:
| Частично-поисковый и метод проблемного обучения, репродуктивный, самостоятельная работа.
|
Оснащение урока: | Мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточные карточки, учебник 6 класс и рабочая тетрадь – автор Л.Л.Босова |
Краткая аннотация урока с учетом выбора СОТ.
Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Специфика преподаваемого предмета предполагает использование ИКТ практически на каждом уроке.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом (в эксперименте участвуют все учащиеся);
повышению интенсификации урока и темпа урока: увеличению объёма выполненной работы.
облегчение усвоения нового материала путем визуального восприятия информации (подготовленная презентация позволяет наглядно демонстрировать новый материал, а также провести проверку домашнего задания).
2. Организация учебной деятельности с учётом проблемного обучения.
Использование проблемного обучения на данном уроке способствует:
развитию самостоятельности учащихся в поиске и открытии знаний (объяснение новой темы начинается с постановки проблемного вопроса, а на этапе закрепления знаний учащиеся самостоятельно проводят эксперимент);
изменению характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества (ученикам дается возможность высказывать собственное (не всегда верное) мнение, предлагать свои способы работы);
сформированности навыков преобразования сложных ситуаций в простые;
развитию у учащихся коммуникативных способностей, творческого и самостоятельного мышления (работа в группах).
3. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей
технологии обучения.
Учебная деятельность, организованная на уроке, направлена на сохранение здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда, своевременная смена видов деятельности;
групповая работа, создающая ситуацию, поддержки более «слабых» учеников «сильными»;
физкультминутки запланированы вовремя и имеют специфическую направленность для уроков информатики (упражнения на осанку и зрительные упражнения).
4. Организация учебной деятельности с учётом личностно — ориентированной технологии обучения.
Принципы личностно-ориентированной технологии на уроке выражены в следующем:
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
стимулирование учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ (учитель стимулирует детей на высказывание предположений на всех этапах урока);
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения ( в ходе выполнения эксперимента учитель корректирует действия учащихся);
создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы (во время самостоятельной групповой работы учитель перераспределяет деятельность учеников, включая «слабых»;
создание ситуации выбора и успеха;
создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся (учащееся самостоятельно приходят к формулировке выводов);
5. Организация учебной деятельности с учётом развивающего обучения.
Показателем развивающего обучения на данном уроке является проведение эксперимента, мотивирующего учащихся на самостоятельную деятельность.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Длительность (мин) | Примеча ния | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 9 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Oрг. момент
| Цель: мобилизация класса к работе на уроке.
Приветствует учащихся.
| Приветствуют учителя | 1 | 1 слайд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемного вопроса
| Цель: Проверка уровня усвоения ранее изученного 1. Визуальная проверка домашнего задания, выполненного в тетрадях (в конце урока тетради сдаются учителю)
На стр.28 учебника ответить на вопр. № 3 и № 4. Цель: актуализация опыта учащихся по данной теме, подготовка к усвоению нового материала; — Что такое графическая информация? — Вспомните, в каких программах мы с вами рисовали? — Тогда скажите мне, чем отличаются эти две картинки? – Все верно. Первая картинка является растровым изображением, а вторая векторным. Этим вопросом мы и займемся на уроке, тему которого прочитайте на слайде. — Что же мы узнаем при изучении данного вопроса?
. |
Монитор, клавиатура, мышь, системный блок, колонки.
В памяти.
В двоичном.
Числовые, текстовые, звуковые, видео, графические.
Изображения, рисунки и т.д.
Paint, Word, PowerPoint.
Первая картинка состоит из точек, а вторая – из отдельных частей.
Растровое кодирование графической информации.
| 5
3
|
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 32 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Объяснение нового материала | Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся. — Для того, чтобы понять как же кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора. — В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора, графическую информацию принято подразделять на растровую и векторную. — Откройте тетради, запишите число, тему урока и схему. — Остановимся подробнее на растровом изображении. — Из чего же оно состоит? — Эти точки принято называть пикселями. — Запишем: Пиксель – наименьший элемент изображения на экране компьютера. Размер экранного пикселя около 0,0018дюйма, а дюйм равен 2,54см, но дюймы бывают разные.
— Вот и первое задание на дом: Найти чему равен в см дюйм в различных странах мира. (учитель записывает на доске) — Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек, которые называются пикселями. С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п. — Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с ней происходит? — Заметьте, что одна и та же фотография на различных моделях фотоаппаратов или телефонов становится нечеткой в различное время. — От чего это зависит? — Это зависит от количества точек на экране, что называется разрешением экрана. Итак, сделаем вывод, степень четкости изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке. То есть чем больше пикселей, тем четче и лучше изображение. — Посмотрите внимательно на саму картинку. На что она похожа? Что вам напоминает? — Действительно, растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом. Рассмотрим черно-белую картинку. — Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок? Давайте попробуем закодировать данный рисунок в двоичной системе счисления. Что для этого нужно? – Какие цифры мы используем в двоичной системе счисления? – А каким же образом мы можем с помощью нуля и единицы закодировать черно-белое изображение? – Все верно. В информатике принято каждую пустую (белую) клеточку рисунка кодировать нулем, а закрашенную (черную) – единицей. Давайте так и сделаем в наших тетрадях. — Какой двоичный код получается у этого рисунка, сверьтесь с кодом на странице 24 вашего учебника. — С помощью приложения Калькулятор (KDE-Прочие-Калькулятор KCals) переведите в двоичную систему счисления числа: 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195, 195. Запишите их друг под другом, разряд под разрядом. У вас получился двоичный код некоторого изображения. Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то закрашиваем клеточку, если есть 0, то не закрашиваем. Что получилось? Сверимся с учебником на 24 стр. — Самостоятельно поработаем в рабочих тетрадях: № 37 стр. 29-30 и № 39 стр. 31-32. — Мы рассматривали черно – белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти. Запишем это.
| Оформляют записи в тетради по ходу заданий учителя. Точки, квадратики. Записывают определение. Она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики. Учащиеся высказывают предположения. Мозаику Ноль и единица. Два цвета – две цифры. Пронумеровать цвет цифрой. Самостоятельно проверяют работу. Работа в тетрадях – кодирование изображения. Буква К. Первую таблицу делает первый вариант, а вторую – второй вариант. Проверяют — меняясь тетрадями. Запись в тетради. | 19
|
8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13, 14 слайд 15 слайд
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкульт- минутка | Упражнения для осанки |
| 2 | 16 слайд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкульт- минутка
5. Закрепление изученного. Практическая работа.
| — А как же быть с цветными изображениями? — Мы все это время говорили о черно-белых изображениях, но ведь наши компьютеры на черно-белые, а цветные. Из чего состоит цветное растровое изображение? – Верно. Каждый пиксель имеет цвет. Все цвета можно пронумеровать, а каждый номер перевести в двоичный код. – Как вы думаете, сколько цветов поддерживает современный компьютер? – Современный компьютер поддерживает более 16 миллионов оттенков! А точнее 16 777 216. – Для того чтобы закодировать черный и белый цвет мы использовали 1 бит, который может принимать значение 1 или 0. А для того чтобы закодировать более 16 миллионов оттенков нам понадобится цепочка из 24 нулей и единиц! – Скажите мне, сколько цветов вы заправляете в цветной принтер? 16 миллионов? – Это происходит потому, что в компьютере все цвета и оттенки получаются из смешения трех цветов: красный, зеленый и синий. – 8 бит отводится на кодирование красного цвета, 8 – зеленого, 8 – синего. Каждый цвет имеет 256 оттенков основного цвета. Что при умножении и дает более 16 миллионов оттенков!
Зрительный тренажер Цель: развитие умения применять полученные знания на практике, воспитание культуры коллективной работы. Проведем эксперименты: Эксперимент №1
– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту? (формулируются совместно с учащимися)
Эксперимент №2
|
Из цветных пикселей.
Учащиеся высказывают предположения.
Четыре. Черный, красный, зеленый и синий.
Учащиеся работают в группах, учитель проверяет и оказывает помощь по ходу работы.
|
1
10 | 17 слайд
18 слайд
19 слайд
20-23 слайды
24-30 слайды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Цель: первичная оценка уровня усвоения знаний
Домашнее задание: (с пояснением) §1.3 стр. 23-27 Рабочая тетрадь: №37 стр. 29-30 и №39 стр. 31-32 доделать, №38 стр. 30-31 Доп.: чему равен дюйм в разных странах мира?
|
Учащиеся формулируют ответы на поставленные вопросы. | 4 |
30 слайд |
РЕСУРСЫ:
Информатика: Учебник для 6 класса/ Автор: Босова Л.Л. -Изд. БИНОМ, 2010г.
Информатика и ИКТ — Рабочая тетрадь для 6 класса — Босова Л.Л. — Изд. БИНОМ, 2010г.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса : Методическое пособие — Босова Л. Л., Босова А. Ю. — Изд. БИНОМ, 2011г.
https://www.xrest.ru/images/collection/00809/211/original.jpg
https://news.students.ru/uploads/img/27/1237569827_2058517040.jpg