Тема: Решение задач с помощью алгоритмов.
Такие темы, как АЛГОРИТМЫ и их ВИДЫ, математическое моделирование, этапы решения задач на компьютере, программирование как ИНСТРУМЕНТ решения задач на компьютере, являются одними из БАЗОВЫХ при изучении предмета ИНФОРМАТИКА и ИКТ.
Поэтому я на своих уроках использую интерактивную доску и различные страницы флипчартов при работе над данными темами в разных возрастных группах.
И, в зависимости от уровня подготовки, материал либо повторяется, либо изучается или закрепляется.
Уникальная возможность использовать в своей работе интерактивную доску «Прометей», работа в двух пользовательском режиме, использование цвета, «шторки», прожектора и т.д. делает уроки НЕСКУЧНЫМИ не только для самого учителя, но и для детей. Иногда интересные идеи приходят в голову прямо в процессе урока, т.к. одинаковых классов просто не бывает.
На данном уроке используются цифровые образовательные ресурсы, применение которых осуществляется с помощью интерактивной доски. Данный метод изложения новой темы повышает мотивацию учащихся к познанию нового, делает урок более динамичным и привлекательным, что влечет за собой повышение уровня успеваемости и качества знаний учащихся.
Применение самостоятельно разработанных ЭОР, возможно и в комбинации с находящимися в свободном доступе в Интернете, создаёт условия для интеграции преподавания информатики и ИКТ с другими предметами, мотивирует учащихся к самообразованию и саморазвитию. Использование ЭОР дает возможность наиболее рационально расходовать время урока.
Цели урока:
Повторение таких понятий, как: информация, виды информации, алгоритм, виды алгоритмов.
ознакомление учащихся с новыми понятиями: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ и ГРАФИЧЕСКОЕ представление алгоритмов;
развитие логического мышления, внимания, памяти, широкого и глубокого взгляда на единение предметов;
развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Знать: понятие алгоритма и его вида, способа его представления, взаимосвязь с понятием математической модели и решением задач на компьютере.
Уметь: составлять математические модели для конкретных задач, на их основе разрабатывать алгоритм решения, а в дальнейшем и программу на определённом языке программирования.
Тип урока:
Урок — семинар с применением современных информационных технологий.
Форма урока:
комбинированный.
Методы обучения:
объяснительно-демонстрационные, практические.
Комплексно-методическое обеспечение:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, компьютеры, инструкции к практической работе.
Межпредметные связи: математика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (подготовка рабочего места) (3 мин.)
— Здравствуйте ребята, садитесь.
— Ребята, у вас на столах карточки, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и покажите мне. (см. приложение 1).
— Надеюсь, что к концу урока ваше настроение улучшится (останется таким же прекрасным).
2. Изложение нового материала. (15 мин.)
— Пожалуйста, посмотрите на доску. Что вы видите?
-Задачи по математике!
-Попробуем их решить при помощи компьютера?
— Да!!
Презентация.
Смотрим, вспоминаем, обсуждаем, дополняем, знакомимся с новыми понятиями:
Записываем в тетрадь СКИ (определение), алгоритм (определение), виды алгоритмов.
Далее работаем с интерактивной доской, используя ЦВЕТ, СЛОИ, ШТОРКУ, ПРОЖЕКТОР.
Учащиеся в тетрадях пишут алгоритмы и строят блок-схемы к задачам для дальнейшего их изображения во встроенном графическом редакторе «WORD», т.е. готовят материал для лабораторной работы.
Структура страниц флипчарта:
1.Определение информации;
2.Виды информации:
3. Определение алгоритма:
4.Система команд исполнителя:
5. Постановка задачи, математическая модель:
6. Графическое изображение алгоритма решения (блок-схема),
запись программы на языке программирования PASCAL:
Этот флипчарт можно использовать на уроке в 8-9 классах, т.е. в начале изучения структуры программы и написания простейших программ, основанных на линейных алгоритмах.
-Ребята, подведём итоги! Надеюсь, ваше настроение не ухудшилось!
На следующем уроке я вручу эмблемы БАКАЛАВРА тем, кто успешно справится с домашним заданием!
Приложение 2.
Для 5-7 классов домашнее задание ограничивается написанием МАТЕМАТИЧЕСКОЙ модели и составлением блок-схемы решения задачи.
Для 8-10 классов добавляется написание программы на языке PASCAL.