Конспект урока по Информатике «Сетевая мастерская на уроках информатики»

Автор: Шевченко Ольга Владимировна,

Мастер производственного обучения профессии «Мастер по обработке цифровой информации» ГОУ НПО ПУ№3 г. Шебекино, Белгородской обл.


СЕТЕВАЯ МАСТЕРСКАЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

На современном этапе развития системы образования основная задача учителя по отношению к ученику — не «заставить его выучить», а «помочь ему развиться», подтолкнуть его к самостоятельному поиску, сбору, анализу информации, дать импульс к познанию собственных творческих способностей. При таком подходе возникает необходимость в использовании новых видов учебной деятельности, новых форм организации обучения.

Все чаще учащиеся дополняют знания, полученные на уроках, с помощью Интернета: ищут в сети необходимую информацию, общаются в чатах, форумах, конференциях. Виртуальная среда становится для них не только средством времяпрепровождения, но и средством обмена опытом, создания общих электронных ресурсов. И как следствие перед педагогом встает задача: помочь учащимся приобрести навыки общения в сети. Для этого используются разнообразные средства:

  • групповая работа над совместным проектом с использованием сетевых возможностей;

  • общение посредством электронной почты учебного заведения;

  • создание виртуальной доски объявлений;

  • создание новостных страниц;

  • участие в сетевых районных и всероссийских конкурсах;

  • участие в дистанционных образовательных проектах;

  • участие в совместных интернет-проектах.

Сетевая форма организации учебного занятия направлена на реализацию следующих целей:

  • формирование умений работать с информацией;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • формирование исследовательских навыков;

  • использование междисциплинарных связей.

В качестве метода реализации поставленных целей нами выбран метод проектов в совокупности с технологией группового обучения. Обязательным этапом реализации проекта является его презентация.

Предложенная ниже разработка урока по созданию совместного веб-ресурса с применением возможностей локальных сетей реализуется с помощью приложения Microsoft Office Front Page 2003. Группа учащихся, работая над проектом и создавая индивидуальные страницы, получает продукт, в котором есть доля каждого.

Тема урока: Сетевая мастерская на уроках информатики.

Цели урока:

с точки зрения деятельности учителя:

  • познакомить учащихся с возможностями реализации совместного проекта посредством локальной сети компьютерного класса;

  • создать содержательные и организационные условия для закрепления материала и комплексному применению знаний по темам «Работа в компьютерных сетях», «Автоматизация разработки веб-документов»;

с точки зрения деятельности группы учащихся:

  • реализовать совместный проект;

  • научиться работать в группе, достигая общих целей.

Задачи урока:

образовательные:

  • обеспечить формирование у учащихся целостной системы знаний по темам «Работа в компьютерных сетях», «Автоматизация разработки веб-документов»;

  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межотраслевых связей;

  • обеспечить закрепление материала по указанным темам с помощью практических занятий;

  • формировать у учащихся навыки проектной деятельности;

развивающие:

  • создать условия для развития коммуникативной культуры учащихся в процессе создания и защиты проекта;

  • создать условия для развития у учащихся культуры представления информации средствами информационных технологий;

  • содействовать развитию у учащихся чувства времени.

Место урока в учебном плане: данный урок может быть заключительным при изучении темы «Автоматизация разработки веб-документов».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Оборудование урока:

  • компьютеры — рабочее место учителя и 9 рабочих мест учеников;

  • программное обеспечение — Front Page 2003, Adobe Photoshop;

  • мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

Литература, использованная при подготовке урока.

  1. Давыденко Т. М., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия — основа успешности обучения. Белгород, 2003.

  2. Пронин А. А., Пронина Т. А. Творческий проект «необычный КВН» // Информатика и образование. 2005. № 10.

План урока.

    1. Организационный момент — 1 мин.

    2. Мотивация создания проекта — 5 мин.

    3. Проверка домашнего задания — 2 мин.

    4. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности — 2 мин.

    5. Реализация совместного проекта — 22 мин.

    6. Защита и обсуждение проекта — 7 мин.

    7. Подведение итогов урока — 2 мин.

    8. Домашнее задание — 2 мин.

    9. Рефлексия — 2 мин.

Ход урока

    1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, повторяет с учениками правила техники безопасности и гигиены труда при работе с компьютером.

2. Мотивация создания проекта

Учитель. Все чаще мы слышим слова о возрождении России. И вы — то поколение, которое будет жить в новой, процветающей стране. Какой будет Россия? Это зависит от вас, вы — ее будущее. Сегодня я хочу, чтобы вы задумались, остановились, отвлеклись на время от повседневной суеты и представили будущую сильную Россию! Пусть каждый из вас выскажет свое мнение о том, какой быть нашей Родине.

Учащиеся называют пять пунктов, каждый из которых будет отражен в одной из страниц будущего сайта:

  1. Процветающая индустрия.

  2. Престиж рабочих профессий.

  3. Конкурентоспособное образование.

  4. Здоровая нация.

  5. Чистые воздух и вода.

Учитель. Давайте представим себе, что каждое слово, сказанное сегодня нами, будет услышано и каждое пожелание исполнится. Какие у нас для этого есть средства? Мы создадим виртуальный ресурс и назовем его «Мы будущее твое, Россия!». Это наша общая цель, общее дело, в котором каждый из вас сможет реализовать свои индивидуальные способности.

3. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проходит в форме фронтального опроса: учитель называет некоторые понятия, связанные с веб-ресурсами (например, веб-узел, веб-страница, редактор Front Page и т. д.), учащиеся дают их определения.

4. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Учитель. Мы вспомнили основные определения, назвали программное средство для создания нашего веб-ресурса.

А теперь определимся с должностями. В нашей мастерской будут работать:

  • администратор, координирующий работу мастерской;

  • дизайнер, отвечающий за подбор цветовой схемы, создание баннера;

  • веб-программист — разработчик структуры фреймового сайта, отвечающий за его работоспособность и удобство навигации;

  • остальные шесть человек — ведущие специалисты, которые создадут пять перечисленных нами страниц и главную страницу, на которой будет изложена суть работы сетевой мастерской, цель создания сайта и имена разработчиков проекта.

За работу!

5. Реализация совместного проекта

Учитель. Каждый специалист, занимая свое место, получает должностную инструкцию, в которой указаны его обязанности и цель работы.

Место за первым компьютером занимает администратор. Его работа ответственна, он следит за согласованной деятельностью всей мастерской.

Должностная инструкция администратора.

  1. Координировать согласованную работу всех специалистов в мастерской.

  2. Обеспечить работоспособность сети, доступ учащихся к необходимой информации.

  3. Создать папку для сохранения работ.

Учитель. За вторым компьютером размещается дизайнер, который подбирает цветовое и стилевое оформление веб-ресурса. Его задача непроста, ведь от его работы зависит то, как веб-ресурс будет воспринят: будет ли он приятен для глаз и легко читаем, появится ли у посетителя желание оставаться на этих страницах, возвращаться на них снова.

Должностная инструкция дизайнера.

  1. Разработать и сообщить своим коллегам единые правила оформления страниц.

  2. Создать баннер в программе Adobe Photoshop: размер — 600х400 пикселей, разрешение — 72 пикселей/дюйм, формат — Gif (сохранение для веб).

  3. Во время работы оказывать помощь своим коллегам в подборе и размещении графики на веб-страницах.

Учитель. Третий компьютер предоставляется веб-программисту. Его задача — изготовление фреймового сайта (технология создания которого была изучена ранее), так как именно эта структура веб-ресурса больше всего подходит для создания группового проекта, где каждая страница создается независимо от других.

Должностная инструкция веб-программиста.

  1. Совместно с ведущими специалистами договориться об именах страниц: например: index.html (главная страница), indust.html («Процветающая индустрия»), prest.html («Престиж рабочих профессий»), educat.html («Конкурентоспособное образование»), zdorov.html («Здоровая нация»), akva.html («Чистые воздух и вода»).

  2. Изготовить сайт фреймовой структуры.

  3. Разработать удобную и интуитивно понятную навигацию.

Учитель. Оставшиеся шесть компьютеров занимают ведущие специалисты.

Должностная инструкция ведущего специалиста.

  1. Строго выполнять указания дизайнера, администратора, веб-программиста.

  2. Разместить на страницах текстовую и графическую информацию.

  3. Сохранить результат своей работы в указанной папке под соответствующим именем.

Учащиеся должны хорошо ориентироваться во времени и рассчитывать свои силы, чтобы закончить проект одновременно.

6. Защита и обсуждение проекта

Учитель. Вот и закончена работа. Давайте критически посмотрим на наш общий проект. Не будем слишком щепетильны, ведь создание полноценного сайта требует большего времени и больших усилий. А это все у вас еще впереди.

Учащимся предлагается оценить свой ресурс по следующим критериям:

  • дизайн, стилевое единство;

  • удобство навигации;

  • рациональность технического решения;

  • информационное решение (структура, оригинальность, полнота информационного наполнения).

7. Подведение итогов урока

Учитель. Итак, в нашей сетевой мастерской сегодня плодотворно трудились девять человек. Мы создали сайт и наполнили его информацией. А если бы мы это делали по одиночке, то сделали бы в девять раз меньше. И это есть закон информации сегодняшнего дня.

На следующем уроке мы разместим наш сайт во всемирной сети Интернет — ведь наш общий голос должен быть услышан.

8. Домашнее задание

Подготовить материал по теме «Размещение веб-ресурсов в Интернете».

9. Рефлексия

Реализация рефлексивного алгоритма:

  • «Я»: как чувствовал каждый себя на уроке, с каким настроением работал, доволен ли собой;

  • «Мы»: комфортно ли было работать в «мастерской», какие затруднения были в общении;

  • «Дело»: были ли достигнуты поставленные цели, какие положительные и отрицательные моменты можно выделить.

5


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Калейдоскоп эмоций"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: