МКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа №5»
городского округа город Фролово
Методическая разработка занятия
Дисциплина «Информатика и ИКТ».
Тема «Системы управления базами данных (СУБД)».
Составитель: Майская Я.В.
Фролово
2014г.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначена для использования на комбинированном занятии по теме «Системы управления базами данных (СУБД)». Для учащихся 11 классов.
Содержание материала соответствует требованиям ФГОС и программы по данной дисциплине.
В структуру методической разработки входит:
— план;
— изложение материала в соответствии с планом, с указанием используемых методов и методических приемов, характеристики деятельности преподавателя и учеников;
— задания для закрепления изученного материала и контроля знаний учеников;
— список используемой литературы.
Тема «Системы управления базами данных (СУБД)»
Цели занятия:
Образовательная: сформировать у учеников общее представление о базах данных, дать классификацию баз данных, рассмотреть на примере MS ACCESS.
Развивающая: способствовать развитию аналитических способностей, умения составлять таблицу, вводить данные, рассчитывать значения.
Воспитательная: воспитывать терпение, аккуратность, умение самостоятельно работать.
Вид занятия: учебный практикум
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: словесный, наглядный, ПК.
Квалификационные требования:
— иметь представление: о базе данных, СУБД, классификации баз данных, возможности СУБД.
— знать: как создать базу данных, как задать имена полям, какие типы данных используются в БД.
— уметь: БД заданной структуры с помощью «Конструктора»
Обеспечение занятия:
— раздаточный материал: карточки с заданиями
— оборудование: проектор для мультимедийной презентации, мел.
Структура занятия:
Организационный момент (2 мин.)
Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Изложение нового материала (10-12 мин.)
Выполнение практического задания(20-25 мин.)
Подведение итогов занятия (2-3 мин.)
Сообщение домашнего задания (1 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент. (2 мин.)
Преподаватель приветствует учеников, проверяет присутствие в классе. Ученики готовятся к работе.
2. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Одно из главных назначений компьютера — это хранение и обработка данных. Для хранения данных используются компьютерные базы данных, а для их обработки применяются специальные программы- системы управления базами данных.
СУБД Microsoft Access объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. В Access предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.[1]
Тема занятия: «Системы управления базами данных (СУБД)»
1. Понятие БД и СУБД
2. Классификация БД
3. Возможности СУБД
3. Изложение нового материала. (10-12 мин)
Деятельность преподавателя | Деятельность учеников | |
Лекция с элементами беседы Демонстрация мультимедийной презентации, выделяет ключевые моменты, даёт их под запись студентам.
| 1. Понятие БД и СУБД. База данных (БД) – это совокупность организованных и взаимосвязанных данных о конкретных объектах реального мира в какой — либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и автоматизации. Системой управления базами данных (СУБД) называют программную систему, предназначенную для создания на ЭВМ общей базы данных, используемой для решения множества задач. СУБД служа для поддержания БД в актуальном состоянии и обеспечения эффективного доступа пользователей к содержащимся в ней данным.[2] 2. Классификация БД По технологии обработки данных БД подразделяются на:
Централизованная база данных хранится в памяти одного компьютера. Если этот компьютер подключен к локальной вычислительной сети, возможен распределенный доступ к такой базе данных. Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД). По способу доступа к данным базы данных разделяются на:
3. Возможности СУБД Microsoft Access позволяет:
Совокупность команд, предоставляемых в распоряжение пользователя, в Microsoft Access может быть разбита на следующие типовые группы:
| Ученики слушают преподавателя, ведут конспект. ученики записывают ключевые понятия с помощью мультимедийной презентации.
|
6. Выполнение практического задания (20 — 25 мин.)
Создайте базу данных «ЗАКАЗЫ ТОВАРОВ» для этого:
Откройте MS ACCESS, выберите: «Новая БД», команду «Создать», установите маршрут
D:KLASS.***<имя файла «ЗАКАЗЫ ТОВАРОВ»>
Выберите объект «ТАБЛИЦЫ» и выберите пиктограмму «СОЗДАНИЕ В РЕЖИМЕ КОНСТРУКТОРА» или кнопку «Конструктор».
Введите структуру для первой таблицы БД «Заказчики» и задайте следующие поля:
Тип данного | Свойства | Описание | |
Код заказчика | Числовой | Размер –Целое (Обязательное поле — «ДА»; Совпадения допускаются –«НЕТ») | Ключевое поле |
ФамилияИмяОтчество | Текстовый | Размер -20 | Введите фамилию |
Дата рождения | Дата/время | Краткий формат даты |
|
Адрес | Текстовый | Размер-10 | Введите город |
Телефон | Текстовый | Маска ввода: 99-99-99 |
|
Перейдите в режим Таблицы:
пункт меню «Вид» ———« Таблица»,
или первая кнопка на Панели инструментов (аналогично, Вид———Таблица).
Имя таблицы «Заказчики».
Ключ не создавать
Введите следующие записи (при вводе используйте «Буфер обмена»)
ФамилияИмя | Дата рождения | Адрес | Телефон | |
202 | Иванов В.А. | 26.09.76 | Волгоград | 75-26-89 |
204 | Сидоров П.Р. | 20.05.77 | Москва | 76-02-48 |
306 | Захаров К.Н, | 02.03.78 | Киев | 23-78-50 |
324 | Морозов В.С. | 06.06.56 | Волгоград | 36-85-80 |
476 | Петров С.К. | 21.04.69 | Волжский | 68-23-40 |
598 | Иванов М.С. | 24.03.70 | Воронеж | 71-22-32 |
101 | Морозов Н.А. | 26.03.79 | Москва | 65-78-69 |
Создайте вторую таблицу «Товары» (см. пункт 2), со следующими полями:
Тип данного | Свойства | |
Код товара | Числовой | Размер –Целое (Обязательное поле — «ДА»; Совпадения допускаются –«НЕТ») |
Товар | Текстовый | Размер -25 |
Цена | Денежный | Денежный |
Вес | Числовой | Целое |
Введите в таблицу данные
Товар | Цена (руб.) | Вес (г) | |
42 | Зефир в шоколаде | 52,4 | 1000 |
62 | Чай «Беседа» | 13,4 | 250 |
57 | Торт «Наполеон» | 62,7 | 500 |
72 | Пряники шоколадные | 13,4 | 250 |
81 | Печенье «Лимонное» | 23,7 | 1000 |
21 | Вафли «Птичье молоко» | 32,6 | 1000 |
92 | Пряники ванильные | 28,5 | 1000 |
83 | Печенье «Крекер» | 16,7 | 500 |
14 | Конфеты «Ночка» | 51,3 | 500 |
84 | Печенье «Ночка» | 32,7 | 1000 |
66 | Чай «Бодрость» | 13,6 | 250 |
58 | Торт «Птичье молоко» | 56,7 | 800 |
Задайте для таблицы «Заказчики» ключевое поле «Код заказчика»:
Откройте таблицу в режиме «Конструктор»
Установите мышиный курсор в первой строке (первое поле «Код заказчика» -ключевое)
В меню «Правка» выберите строку «Ключевое поле» или пиктограмму в виде ключа на панели инструментов
Закройте таблицу и сохраните изменения.[4]
7. Подведение итогов занятия (2-3 мин.)
8. Сообщение домашнего задания (1 мин.)
П.11.1-11.3. стр.379-393 Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии».
Литература.
1. Гончаров А.Ю. «Access 2003.Самоучитель с примерами».- М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.-272с.
2. Кузин Д.В., Демин В.М. «Разработка баз данных в системе Microsoft Access». Учебник. – М. : ФОРУМ : ИНФРА – М, 2005.-224с.
3. М. В. Филиппов, «Информатика. Краткий курс», учебное пособие. Московский университет потребительской кооперации, Волгоградский филиал, Волгоград, 2001
4. Сиротина Т.В.Информатика: Сборник заданий для проведения практических занятий. –2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВКБ, 2004.
5.Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов./Н.Д. Угринович- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-512 с.