Конспект урока по Информатике «Системы управления базами данных (СУБД)» 11 класс

МКОУ «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа №5»

городского округа город Фролово














Методическая разработка занятия


Дисциплина «Информатика и ИКТ».


Тема «Системы управления базами данных (СУБД)».





Составитель: Майская Я.В.



























Фролово

2014г.

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначена для использования на комбинированном занятии по теме «Системы управления базами данных (СУБД)». Для учащихся 11 классов.

Содержание материала соответствует требованиям ФГОС и программы по данной дисциплине.

В структуру методической разработки входит:

— план;

— изложение материала в соответствии с планом, с указанием используемых методов и методических приемов, характеристики деятельности преподавателя и учеников;

— задания для закрепления изученного материала и контроля знаний учеников;

— список используемой литературы.

Тема «Системы управления базами данных (СУБД)»


Цели занятия:

Образовательная: сформировать у учеников общее представление о базах данных, дать классификацию баз данных, рассмотреть на примере MS ACCESS.

Развивающая: способствовать развитию аналитических способностей, умения составлять таблицу, вводить данные, рассчитывать значения.

Воспитательная: воспитывать терпение, аккуратность, умение самостоятельно работать.

Вид занятия: учебный практикум

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: словесный, наглядный, ПК.

Квалификационные требования:

— иметь представление: о базе данных, СУБД, классификации баз данных, возможности СУБД.

знать: как создать базу данных, как задать имена полям, какие типы данных используются в БД.

уметь: БД заданной структуры с помощью «Конструктора»

Обеспечение занятия:

раздаточный материал: карточки с заданиями

— оборудование: проектор для мультимедийной презентации, мел.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

  3. Изложение нового материала (10-12 мин.)

  4. Выполнение практического задания(20-25 мин.)

  5. Подведение итогов занятия (2-3 мин.)

  6. Сообщение домашнего задания (1 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент. (2 мин.)

Преподаватель приветствует учеников, проверяет присутствие в классе. Ученики готовятся к работе.

2. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

Одно из главных назначений компьютера — это хранение и обработка данных. Для хранения данных используются компьютерные базы данных, а для их обработки применяются специальные программы- системы управления базами данных.

СУБД Microsoft Access объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. В Access предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.[1]


Тема занятия: «Системы управления базами данных (СУБД)»


1. Понятие БД и СУБД

2. Классификация БД

3. Возможности СУБД












3. Изложение нового материала. (10-12 мин)


Методы

обучения и

формы

организации

учебной деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

Лекция с

элементами

беседы




Демонстрация мультимедийной презентации, выделяет ключевые моменты, даёт их под запись студентам.





1. Понятие БД и СУБД.

База данных (БД) – это совокупность организованных и взаимосвязанных данных о конкретных объектах реального мира в какой — либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и автоматизации.

Системой управления базами данных (СУБД) называют программную систему, предназначенную для создания на ЭВМ общей базы данных, используемой для решения множества задач. СУБД служа для поддержания БД в актуальном состоянии и обеспечения эффективного доступа пользователей к содержащимся в ней данным.[2]

2. Классификация БД

По технологии обработки данных БД подразделяются на:

  • Централизованные;

  • Распределительные

Централизованная база данных хранится в памяти одного компьютера. Если этот компьютер подключен к локальной вычислительной сети, возможен распределенный доступ к такой базе данных.

Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).

По способу доступа к данным базы данных разделяются на:

  • Базы данных с локальным доступом (обрабатываются только на одном компьютере);

  • Базы данных с удаленным (сетевым) доступом, т.е. базы данных, которые могут обрабатываться по сети.

3. Возможности СУБД

Microsoft Access позволяет:

  1. обновлять и изменять данные;

  2. получать ответы на запросы;

  3. осуществлять поиск нужных данных;

  4. анализировать данные;

  5. печатать отчеты, диаграммы.

Совокупность команд, предоставляемых в распоряжение пользователя, в Microsoft Access может быть разбита на следующие типовые группы:

  1. команды для работы с файлами;

  2. команды редактирования;

  3. команды форматирования;

  4. команды для работы с окнами;

  5. команды для работы в основных режимах СУБД (таблица, форма, запрос, отчет);

  6. получение справочной информации[3]


Ученики слушают преподавателя, ведут конспект.








ученики записывают ключевые понятия с помощью мультимедийной презентации.



6. Выполнение практического задания (20 — 25 мин.)


  1. Создайте базу данных «ЗАКАЗЫ ТОВАРОВ» для этого:
    Откройте MS ACCESS, выберите: «Новая БД», команду «Создать», установите маршрут
    D:KLASS.***<имя файла «ЗАКАЗЫ ТОВАРОВ»>

  2. Выберите объект «ТАБЛИЦЫ» и выберите пиктограмму «СОЗДАНИЕ В РЕЖИМЕ КОНСТРУКТОРА» или кнопку «Конструктор».

Введите структуру для первой таблицы БД «Заказчики» и задайте следующие поля:

Имя поля

Тип данного

Свойства

Описание

Код заказчика

Числовой

Размер –Целое (Обязательное поле — «ДА»; Совпадения допускаются –«НЕТ»)

Ключевое поле

ФамилияИмяОтчество

Текстовый

Размер -20

Введите фамилию

Дата рождения

Дата/время

Краткий формат даты


Адрес

Текстовый

Размер-10

Введите город

Телефон

Текстовый

Маска ввода: 99-99-99


Перейдите в режим Таблицы:

  • пункт меню «Вид» ———« Таблица»,

  • или первая кнопка на Панели инструментов (аналогично, Вид———Таблица).

Имя таблицы «Заказчики».

Ключ не создавать

Введите следующие записи (при вводе используйте «Буфер обмена»)

Код заказчика

ФамилияИмя
Отчество

Дата рождения

Адрес

Телефон

202

Иванов В.А.

26.09.76

Волгоград

75-26-89

204

Сидоров П.Р.

20.05.77

Москва

76-02-48

306

Захаров К.Н,

02.03.78

Киев

23-78-50

324

Морозов В.С.

06.06.56

Волгоград

36-85-80

476

Петров С.К.

21.04.69

Волжский

68-23-40

598

Иванов М.С.

24.03.70

Воронеж

71-22-32

101

Морозов Н.А.

26.03.79

Москва

65-78-69

  1. Создайте вторую таблицу «Товары» (см. пункт 2), со следующими полями:

Имя поля

Тип данного

Свойства

Код товара

Числовой

Размер –Целое (Обязательное поле — «ДА»; Совпадения допускаются –«НЕТ»)

Товар

Текстовый

Размер -25

Цена

Денежный

Денежный

Вес

Числовой

Целое

Введите в таблицу данные

Код товара

Товар

Цена (руб.)

Вес (г)

42

Зефир в шоколаде

52,4

1000

62

Чай «Беседа»

13,4

250

57

Торт «Наполеон»

62,7

500

72

Пряники шоколадные

13,4

250

81

Печенье «Лимонное»

23,7

1000

21

Вафли «Птичье молоко»

32,6

1000

92

Пряники ванильные

28,5

1000

83

Печенье «Крекер»

16,7

500

14

Конфеты «Ночка»

51,3

500

84

Печенье «Ночка»

32,7

1000

66

Чай «Бодрость»

13,6

250

58

Торт «Птичье молоко»

56,7

800

  1. Задайте для таблицы «Заказчики» ключевое поле «Код заказчика»:

  • Откройте таблицу в режиме «Конструктор»

  • Установите мышиный курсор в первой строке (первое поле «Код заказчика» -ключевое)

  • В меню «Правка» выберите строку «Ключевое поле» или пиктограмму в виде ключа на панели инструментов

  • Закройте таблицу и сохраните изменения.[4]


7. Подведение итогов занятия (2-3 мин.)

8. Сообщение домашнего задания (1 мин.)

П.11.1-11.3. стр.379-393 Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии».


Литература.


1. Гончаров А.Ю. «Access 2003.Самоучитель с примерами».- М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.-272с.

2. Кузин Д.В., Демин В.М. «Разработка баз данных в системе Microsoft Access». Учебник. – М. : ФОРУМ : ИНФРА – М, 2005.-224с.

3. М. В. Филиппов, «Информатика. Краткий курс», учебное пособие. Московский университет потребительской кооперации, Волгоградский филиал, Волгоград, 2001

4. Сиротина Т.В.Информатика: Сборник заданий для проведения практических занятий. –2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВКБ, 2004.

5.Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов./Н.Д. Угринович- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-512 с.

Свежие документы:  Урок информатики для 5 класса «Фронтальная, индивидуальная, практическая работа за компьютером»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: