Конспект урока «Словесные модели»
Цели:
Образовательная – формирование навыков работы в текстовом редакторе, умения работать с текстом, формирование у учащихся представления о словесных моделях, знакомство с аннотацией;
Воспитательная – воспитание уважения к одноклассникам, имуществу кабинета;
Развивающая – расширение кругозора, мышления, памяти, развитие познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные – повторить основные понятия по теме «Моделирование», составить аннотацию к басне;
Воспитательная – организовать работу в группах, повторить правила по ТБ в компьютерном классе
Развивающая – прочитать несколько басен различных авторов (Крылова, Михалкова), организация игровой деятельности учащихся.
Оборудование: ПК, презентация, тексты басен И.Крылова и С. Михалкова для практической работы, файл с иллюстрациями к басням.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация знаний – 7 мин.
Объяснение нового материала – 9 мин.
Физкультминутка – 1 мин.
Компьютерный практикум «Аннотация» – 15 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Подведение итогов – 2 мин
Рефлексия – 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим работу со словесными моделями, мы поговорим о баснях и научимся создавать аннотацию к тексту.
Актуализация знаний
Проверка домашней работы «Сиквейн о себе»
Фронтальный опрос.
— Что такое модель?
— Для чего создаются модели?
— Перечислите виды моделей.
Объяснение нового материала.
— Словесная модель это описание на естественном (русском) языке. Любое художественное произведение это модель. Сегодня мы поговорим о басне.
Ученики выступают с докладами «Басни» и «Иван Крылов»
Примечание: если учащиеся «слабые», то учитель может сам рассказать о басне и баснописцах.
Доклад «Басня»
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и другие.
Басня – модель человека.
— Какие существенные признаки оригинала она отражает? (Характер, привычки, пороки)
— Кто пишет басни? Каких баснописцев вы знаете?
Доклад «Иван Крылов»
Иван Андреевич Крылов (2 (13) февраля 1769, Москва — 9 (21) ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, прежде всего известный в русской литературе как создатель большого числа басен. Сын офицера. Служил в армии, был домашним учителем, затем работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагедии «Триумф», высмеивавшей Павла I.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде.
Интересные факты о Крылове
Как-то Крылов, дома, съев восемь пирожков, был поражён их дурным вкусом. Открыв кастрюлю, увидел, что она вся зеленая от плесени. Но он решил, коли жив — можно доесть и оставшиеся еще восемь пирожков в кастрюле.
Очень любил смотреть на пожары. Не пропускал ни одного пожара в Петербурге.
Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая картина. Друзья просили его вбить ещё пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что всё рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.
На званых обедах он как правило съедал блюдо расстегаев, три-четыре тарелки ухи, несколько отбивных, жаренную индейку и кое-что по мелочи. Приехав домой заедал всё это миской кислой капусты и чёрным хлебом.
— Крылов высмеивал пороки людей, а какие отрицательные качества, привычки были у него самого? (Обжорство, лень)
— Поговорим об одной из самых известных басней И. Крылова
«Слон и Моська»
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».
«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
— Какие важные слова в басне (мораль)? (Ах, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!)
— Что автор хотел сказать этими словами?
— Какие черты характера высмеивает он?
— Теперь давайте прочитаем басню Сергея Михалкова «РОМАШКА И РОЗА»
«Прошу меня простить за обращенье в прозе! —
Ромашка скромная сказала пышной Розе. —
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!» —
«Где вам судить о нас! — вспылила Роза. —
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!»
Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом, —
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла…
***
Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно…
— Какие важные слова в басне (мораль)?
— Что автор хотел сказать этими словами?
— Какие черты характера высмеивает он?
— Басня – модель, а мы создадим модель басни – аннотацию. Аннотация — (от лат. annotatio — замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.
— Где в жизни мы встречаем аннотацию, каково их назначение?
— Прочитав аннотацию, мы имеем представление о книге, произведении и т.п.
— Составим устную аннотацию к басне И. Крылова «Слон и Моська».
Физкультминутка.
Компьютерный практикум «Аннотация».
Повторение правил ТБ.
Представьте, что вы редакторы какого-то издательства и должны подготовить к выпуску детскую книжку с басней.
Задание:
— на оценку «3» — Составьте аннотацию так, что бы заинтересовать маленького читателя.
— на оценку «4» — Составьте аннотацию так, что бы заинтересовать маленького читателя, отформатируйте текст.
— на оценку «5» — Создайте титульный лист к книжке (вставьте иллюстрацию, отформатируйте текст), составьте аннотацию к басне, что бы заинтересовать маленького читателя, отформатируйте текст.
Чтобы создать аннотацию к басне, выполним несколько действий:
Укажем название басни и автора.
Дадим ей краткую характеристику, т.е о чем данная басня (2-3 предложения): персонажи, их взаимоотношения.
Запишем, какие черты характера, пороки высмеивает автор.
На какую группу читателей она рассчитана.
У каждого на столе несколько басен. Прочитайте их. В текстовом редакторе создайте аннотацию для понравившейся вам басни.
Завершив работу, учащиеся зачитывают свои аннотации.
— Актуальны ли сейчас эти басни, стоит ли современному человеку избавляться от таких привычек, черт характера? Почему?
Домашнее задание
На следующем уроке мы будем учиться оформлять списки. Поэтому задание: найти информацию о растениях нашего региона (деревья, кустарники, цветы)
Подведение итогов.
Объявление оценок.
Рефлексия
1. Каждый ученик называет 3-4 действия, которые он совершил на уроке (читал, набрал, описывал, обсуждал и т.п)
Используемая литература и ресурсы Интернет
Информатика. Л.Л.Босова. Учебник для 7 класса.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2
https://legofrend.narod.ru/basni/