Конспект урока по Информатике «Создание и сохранение файлов. Ввод и редактирование текста» 8 класс

Тема раздела: «Текстовая информация и компьютер»


Тема занятия: «Создание и сохранение файлов. Ввод и редактирование текста»

Урок разработала учитель информатики МБОУ Весеннинской ООШ Родионова Наталья Геннадьевна

Вид занятия: урок

Тип урока:

Цели и задачи занятия: создать условия для развития у учащихся УУД:

  • Личностных УУД: формирование у учащихся личностного и профессионального самоопределения /т.е. задаваться вопросом «какое значение, смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на этот вопрос/;

  • Регулятивных УУД: формирование у учащихся действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей для достижения цели, контролировать и оценивать свои действия;

  • Коммуникативных УУД: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе;

  • Познавательных УУД:

  • формирование общеучебных действий по теме:

  • Создавать, редактировать и оформлять организационно-распорядительную документацию, создаваемую в организации,

  • Изучить:

  • Основные операции с файлами документов в MS Word и OpenWriter

  • Алгоритм создания файла с использованием шаблона документа;

  • Операции редактирования текстового документа и способы их выполнения


  • поиск и выделение необходимой информации;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;



Методы проведения занятия: практико-ориентированный


Материально-техническое оснащение:


1. Учебные пособия: Основы работы в MS Word, курс лекций, лабораторные работы и Основы работы в Writer/


2. Оборудование

ПК, OC Windows, текстовый процессор MS Word и текстовый процессор Writer.




Ход урока:

1. Организационная часть (1 мин)


  • Приветствие обучающихся.

2. Актуализация опорных знаний:

1. В чем преимущества создания документов на компьютере?

2. В виде чего сохраняется текст на компьютере?

3. Сколько места в памяти занимает один символ? /в зависимости от кодировки/

Эта тема включена в КИМы ГИА по информатике. Решим задачу/ 2й слайд/

4. какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

5. Дайте определение ТР.

6. Какие разновидности ТР вы знаете?

7. Какие текстовые редакторы мы с вами уже изучили?

8. Все ли возможности текстового процессора MS Word вы изучили и умеете применять?

9. Проверим, как вы помните основные элементы текста /задание тестовое в презентации 4й слайд/

Составьте сами вопрос к следующему слайду / 5й слайд/: это может быть связано и с ранее изученной темой, а очень хорошо будет, если вы составите такое задание, чтобы очень тесно было связано с темой последних двух уроков. Тогда сразу 5 в журнал. / на слайде даны текстовые файлы – вопрос назовите типы файлов и дайте их характеристику.



  1. Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач урока,



/Создание у обучающихся мотивации к изучению темы.Осмысление значимости выполняемой работы по изучению темы обучающимися для осуществления профессиональной деятельности/


А что же с этим файлом, у которого расширение – ODT.? Как узнать, что это за тип файла? / ищут информацию в интернете/ и выясняют, что он создан в программной среде OpenOfice.org /6й слайд/ с помощью текстового процессора Writer. Хочется отметить, что данный пакет офисных программ является бесплатным программным обеспечением.

В будущем кто-то из вас обязательно будет использовать в своей профессиональной деятельности компьютер. В связи с тем, что СПО – бесплатно, то, я думаю, вы согласитесь со мной, что руководитель любой фирмы /7й слайд/ будет стремиться сэкономить на установке ПО. /диспут о выборе между платным и бесплатным, выслушать варианты ответом навести на мысль, что не мешало бы знать одинаковы ли возможности этого программного обеспечения.

Давайте предположим, что все- таки возможности данных программ приблизительно одинаковы. Как поступит руководитель . /Ролевой момент./ Итак, вы руководитель/

Опять вовлечь учащихся в диспут — сотрудникам предстоит переучиваться, ответ руководителя они должны быть компетентны, а иначе возьмет других более компетентных.

/Ролевой момент/ Итак, вы сотрудники, что вы выбираете/слайд8/ – увольняться, искать работу, где используют то программное обеспечение, которое вы знаете, или повышать свою квалификации., изучать новое ПО?

Если вы выбираете повышать свою квалификацию, то хотелось бы узнать каким образом / выслушать варианты ответов учащихся/

Можно пойти на курсы, очень хорошо, я покажу вам сайт одного такого курса, который предлагает обучить вас работе с этим видом ПО /слайд9 / или https://www.online-academy.ru/

Подвести учащихся к тому, что если они не готовы платить большие деньги за курсы, то они могут самостоятельно изучить данный материал, самое главное это уметь учиться – искать информацию, уметь с ней работать, понимать ее, учиться самообразовываться и самоорганизовываться, а именно этому вас учат на уроках в школе. Так что же, если вы изучили, в 6-7 классах почти сами один текстовый редактор, то не уже ли, вы не сможете самостоятельно обучиться навыкам работы еще с одним текстовым редактором.

Какую же мы поставим сегодня перед собой задачу:

Изучить возможности нового текстового редактора, — вы же понимаете, что все возможности мы изучить с вами не сможем

Работа с текстовым редактором всегда мы начинаем с чего – с запуска и создания нового документа, есть такие основные операции с файлами – открыть, создать, сохранить

Значит, начать изучение нового текстового редактора следует начать с чего?


Вспомните основные этапы создания текстового документа / перечисляют ввод, редактирование и т.д./. Я предлагаю остановиться на первых двух. Давайте теперь сформулируем тему урока: «Создание и сохранение файлов. Ввод и редактирование текста» /слайд 10/


И уточним поставленную перед нами задачу данного занятия:

Изучить основные операции с файлами;

Изучить приемы ввода и редактирования ТР,


А кто-то, наверное, уже немного знаком с этим текстовым редактором.

Вспомним, какие варианты мы утверждали по поводу руководителя

Менять ПО или не менять? Менять, если оно аналогично, т.е. их возможности приблизительно одинаковы. А ответить на этот вопрос может только эксперт, т.е. тот человек, который хорошо знает возможности обоих текстовых редакторов такой может быть тема Вашего проекта, который вы будете защищать после изучения всех возможностей ТР


Готовить и защищать проект вы можете как индивидуально, так и в парах.


Сегодня на уроке, вы тоже можете объединиться в пары,



Задания к уроку представлены в приложении 2.


Организация работы — учащихся решают сами, можно, акцентировать внимание, что если ребята работают в группе то на оценку каждого члена группы будет влиять оценка партнера. /помогайте друг другу, относитесь ответственно, потому что в ходе различных тестирований, если один из учеников покажет что он не все усвоил, что требовалось при выполнении практических занятий, то в этом будет и вина второго участника группы, который не объяснил.

  1. обсуждение с учащимися способов выполнения той или иной операции, т.к. некоторый опыт и знания по теме они уже имеют из курса информатики

  2. самостоятельная работа на ПК – выполнение названных операций


Вопросы для обсуждения

Задания для самостоятельной работы

Перечислите способы создания файла документа

Создайте текстовый документ всеми указанными способами (имя файла произвольно, например, Занятие)

Перечислите способы открытия существующего файла документа

Предварительно проверив расположение документа, откройте созданный вами файл

Перечислите способы сохранения файла документа

У вас открыт файл документа. Напечатайте тему урока. Сохраните документ на диск

В чем разница между командами Сохранить и Сохранить как?




  1. Обобщение и систематизация изученного – 5 мин


  1. Дать краткое описание выполнения одной из операций:

  • Создание файла документа,

  • Сохранение файла документа,

  1. Перечислить операции редактирования документа


  1. Анализ урока, оценка знаний, подведение итогов — 5 мин


Обсудить, что получилось, что не удалось, в чем были затруднения говорят и дети и учитель тоже делает комментарии. Закончите фраз «Этот урок для меня…» / рефлексия/


  1. Домашнее задание — 3 мин


  1. Параграф 15 учебника 8 кл «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина и др. до пункта Форматирование документа

  2. Разгадать кроссворд.


Самоанализ урока






Свежие документы:  Конспект урока по географии "Вода на Земле" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: