9 класс
Тема: Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
— Отработать навыки составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль.
Задачи:
Образовательные – дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
Развивающие – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.
Воспитательные – развитие познавательного интереса, логического мышления.
План урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Постановка домашнего задания
Подведение итогов урока
Ход урока.
Организационный момент
Изучение нового материала
Структура программы.
Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом.
Program <имя программы>
Имя образуется из латинских букв, знака подчеркивания и цифр от 0 до 9 и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур.
Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандате языка Паскаль существуют два типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип. Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
Var a,b: integer; c,d: real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должная быть буква.
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечается служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:
begin
< операторы >
end.
Операторы ввода, вывода.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (читать) или readln (read line – читать строку):
Read (< список переменных>);
Или
Readln (< список переменных>);
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша . Разница в выполнении операторов read и readln состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (писать) или writeln (write line –писать в строку):
Write ();
или
Writeln ();
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементы списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении этих операторов в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Компиляция и запуск программы
Компиляция программы осуществляется нажатием клавиш CTRL + F9
Запуск программы осуществляется нажатием клавиш ALT + F5
Закрепление изученного материала
Задача 1.
Написать программу, выводящую на экран фразу «Я изучаю информатику»
Решение:
Program z1;
Begin
Writeln (‘Ia izuchau informatiku’);
End.
Задача 2.
Написать программу, выводящую на экран набор цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 через пробел
Решение:
Program z1;
Begin
Writeln (‘1 2 3 4 5 6 7 8 9’);
End.
Задача 3. (самостоятельно)
Написать программу, выводящую на экран следующие изображения
XXX X X X X XXX XXX XXX XX XX X X X X XX X X XX X XXXXX X XXXXX XX XX X X XX XX |
Постановка домашнего задания
Выучить записи в тетради
Подведение итогов урока
3