ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
СВОЙСТВА АЛГОРИТМА И ЕГО ИСПОЛНИТЕЛИ. БЛОК — СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ.
Образовательные: — сформировать представления учащихся о понятии «алгоритм» и его свойствах, формах представления алгоритмов; — познакомить учащихся с понятием «исполнитель» и системой команд исполнителя; — изучить виды алгоритмов и их формы представления. Развивающие: способствовать развитию приемов логического мышления, внимания, умения выполнять алгоритм по известным шагам. Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, культуры речи и общения, самостоятельности, привитие интереса к изучению предмета через применение различных форм овладения знаниями. Формировать УУД: — Личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. — Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке на основе того, что уже известно и усвоено с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. — Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью. — Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, фронтальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры с доступом к сети Интернет, ОС Linux.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР и ЦОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
I. | Организационный момент | Слайд №2 | Учитель приветствует класс, задаёт позитивный настрой учащихся на урок: — «Какое у вас настроение?» — «А давайте попробуем улучшить ваше настроение, добавив знания в вашу копилку информации?» — Ежедневно мы выполняем массу алгоритмов, не замечая того. — Итак, добро пожаловать в страну алгоритмов. По пути мы будем отмечать наш маршрут, в виде заполнения рей тинговой таблицы, которая станет итогом нашего путешествия. (См. приложение) | Приветствуют учителя, получают рейтинговую таблицу, которую заполняют по ходу урока. | 1 минута |
II. | Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности. | | — Все вы, неплохо разбираясь в компьютерных технологиях и изучая информатику, уже не раз слышали такое понятие, как «алгоритм». Можете ли дать определение этому слову? (Выслушиваются несколько вариантов). Именно сегодня мы с вами более глубже и познакомимся с этим термином и другими понятиями, связанными с алгоритмом. | Учащиеся слушают и отвечают | 2 минуты |
III. | Актуализация опорных знаний учащихся | Слайд №3 через интерактивную доску для последующего заполнения и проверки | — Действительно, с понятием «алгоритм» вы уже встречались ранее: на уроках информатики, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов нам известно. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Прежде чем начнём изучать новую тему, давайте вспомним, что мы знаем об алгоритмах. Для этого, работая в группах по два человека, вы сейчас отгадаете кроссворд и оцените себя в своей рейтинговой таблице, кто ответил правильно тому и балл. А затем мы с вами обсудим то, что у вас получилось, заполняя кроссворд на интерактивной доске.
| Работают в группах с бланками «Кроссворд» (раздаются каждой группе). | 5 минут |
IV. | Усвоение новых знаний и способов действия | | | | |
| 1). Повторение пройденного материала | Слайд №3 заполняют кроссворд | — Итак, что же у вас получилось? | Заполняют на интерактивной доске и обсуждают полученный результат | 2 минуты |
| 2). Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы | Слайды №4-5 (демонстрация) | — А как вы думаете, этих знаний об алгоритмах вам достаточно или же нужно углубить их? — Совершенно верно теперь их уже недостаточно. — Итак, тема нашего урока на экране. | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. | 1 минута |
| 3 . Доказательство гипотезы | Слайды №6-13 Интернет ресурсы: №1 «Происхождение и определение понятия алгоритма»; №2 «Исполнители алгоритмов»; №3 «Свойства алгоритма»; №4 «Способы записи алгоритмов» (часть ресурса). (демонстрация всех ресурсов) | Учитель открывает последовательно презентационный материал (демонстрация), объясняя учащимся новую тему. | Учащиеся получают информацию из рассказа учителя, сопровождённого презентационным материалом. Делают записи в тетради. | 15 минут |
| 4). Проверка правильности решения проблемы | | — Ребята, посмотрев презентационный материал и выслушав меня, вы узнали что-то новое об алгоритмах? Если да, то что? | Каждый высказывает своё мнение. | 3 минуты |
V. | Физкультминутка | | — А сейчас мы с вами немного отдохнём. | Выполняют упражнения для глаз и рук (под музыкальное сопровождение) | 2 минуты |
VI. | Формирование умений и навыков Тренировочный этап | Слайды №14 №5 «Основные эле-менты алгоритма и их применение». (практическая работа) | — Я прошу вас занять свои рабочие места, и мы продолжим нашу работу, но уже за компьютерами. — Сейчас вы должны выполнить практическую работу (ссылка на компьютерах активизирована). Организация работы за компьютером (консультация по выполнению практической работы, по оцениванию). | Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу «Основные элементы алгоритма и их применение». (ставят в рейтинговую таблицу баллы за задания №1, №2 по 1 баллу и №3-10 вместе оценивают в 1 балл) | 4 минуты |
| Первичный контроль знаний. | Слайды №14 Самостоятельная работа «Проверь себя!» | — Ребята, внимательно посмотрите на экран и выполните самостоятельную работу «Проверь себя!», которая находится у вас на Рабочем столе (вывод на доску выполненной работы с правильными ответами через проектор и проверка). | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, с последующей проверкой с доской. | 6 минут |
VII. | Итог урока. Рефлексия | | — Как вы считаете, достигнута ли цель урока? — Узнали вы больше об алгоритмах и понятиях, связанных с ними? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | 1 минута |
| Работа с рейтинговой таблицей | | Выставление оценок и их комментарий. | Работа с таблицей, комментируют свои результаты, делятся своими впечатлениями об уроке. | 2 минуты |
VIII. | Домашнее задание | Слайд №15 №6 Домашнее задание №19 (бланк) | §4.1.1, §4.1.2, заполнение бланка (распечатан для каждого учащегося) | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. | 1 минута |
Приложение к плану-конспекту урока
Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | Происхождение и определение понятия алгоритма | ЭУМ И-тип | Презентация | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf |
2. | Исполнители алгоритмов | ЭУМ И-тип | Презентация | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32.swf |
3. | Свойства алгоритма | ЭУМ И-тип | Презентация | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf |
4. | Способы записи алгоритмов | ЭУМ И-тип | Интерактивная модель | https://www.fcior.edu.ru/card/29560/sposoby-zapisi-algoritmov.html |
5. | Основные элементы алгоритма и их применение. | ЭУМ П-тип | Практическая работа | |
6. | Домашнее задание № 19 | ЭУМ К-тип | Текст/текст с иллюстрациями |