Конспект урока по Информатике «Свойства информации. Способы представления информации»

Свойства информации. Способы представления информации

Цели: выявить свойства информации; классифицировать информацию

по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления ин-

формации.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

*свойства информации;

*виды информации;

—формы представления информации.

Учащиеся должны уметь:

*различать информацию по видам;

*указывать свойства информации;

—выбирать наиболее удачную форму представления информации.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа PowerPoint или

плакаты.

Ход урока

I. Постановка целей урока

1. Приведите пример актуальной информации.

2. Какими свойствами обладает историческая информация?

3. Каковы недостатки информации, размещенной в Интернете?

4. Звуковая информация является аналоговой или дискретной?57

5. «Пять плюс три равно восемь». Это удачная форма

представления данной информации или нет? Почему?

II. Проверка домашнего задания

1. Вызовите одного ученика к доске и попросите остальных детей задать

ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.

2. Проверьте решение задач (устно).

III Изложение нового материала

1. Свойства информации

Вспомним о том, что информация является частью окружающего нас

мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать

некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что

же это за свойства?

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано

это с тем, что (как вам уже известно) в разных науках существует свое оп-

ределение понятия информации. Соответственно и свойства информации

рассматриваются с

точки зрения каждой

научной

дисциплины. Для

информатики

наиболее важными

представляются

следующие свойства:

объективность,

полнота,

достоверность,

адекватность,

доступность и

актуальность.

Запишем все

перечисленные

свойства

информации в виде

следующей

таблицы:57

Одна и та же информация при различных обстоятельствах обладает

разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или

техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту,

которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации.

Упражнение 1 (письменно)

Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает

различными свойствами.

Пояснение:

1. Подготовьте таблицу заранее и раздайте всем учащимся (для

экономии времени на уроке).

2. Попросите во втором столбце нарисовать из присутствующих

свойств, перечисленных выше, домик. Если свойство присутствует не в

полном объеме, то фигуру рисовать не целиком, а частично.

2. Виды информации и формы представления

Информация как объект, кроме того, что обладает различными

свойствами, еще и классифицируется по видам. Таких классификаций

существует несколько. Кроме того, опять-таки каждая наука вводит свою

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Создание видеоролика в программе ФотоШОУ Pro»

систему классификации. Для информатики главным является то, каким

образом информационные процессы реализуются средствами

вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая

классификация видов информации.57

Информация

Упражнение 2

Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.

Подсказка:

Источники аналоговой информации:

1. Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к тону

происходит плавно и непрерывно.

2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яр-

кость отдельных участков меняется плавно.

3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.

4. Картина, нарисованная художником с использованием большого ко-

личества оттенков красок.

5. Графики функций.

Источники цифровой информации:

1. фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Пе-

реход от ноты к ноте осуществляется скачком.

2. Монитор. Яркость луча изменятся скачком – есть луч (яркая белая или

цветная точка), нет луча (черная точка).

3. Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.

4. Компьютер.

5. Мобильные телефоны.

Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров

записать в тетрадь.

Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого

достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать

нотами) и наоборот.

В вычислительной технике такие преобразования производят

специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-

аналоговый преобразователи — АЦП и ЦАП.

И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с

помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким

образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информа-

ция может быть представлена в разных формах.

Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной

для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все

Дискретная скачкообразная

(воспринимается вычислительной

техникой)57

эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или

явлений.

IV. Закрепление изученного

Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.

V. Итоги урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Уровень знания: перечислите свойства информации, ее виды и формы

представления.

Уровень понимания:

Какие виды информации получают животные и растения? Приведите

пример информации и ситуации, в которой она будет наиболее адекватной.

Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со

временем изменялись свойства следующей информации: «ЭВМ — это

устройство, выполняющее вычислительные операции».

Творческий уровень:

Придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте

ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными

Свежие документы:  Проблемные вопросы по истории Отечества IX-XVвв

способами и инструментами или соответствующими программными

средствами (графическим и текстовым редактором, электронными таблицами

и др.).

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: