Свойства информации. Способы представления информации
Цели: выявить свойства информации; классифицировать информацию
по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления ин-
формации.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
*свойства информации;
*виды информации;
—формы представления информации.
Учащиеся должны уметь:
*различать информацию по видам;
*указывать свойства информации;
—выбирать наиболее удачную форму представления информации.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа PowerPoint или
плакаты.
Ход урока
I. Постановка целей урока
1. Приведите пример актуальной информации.
2. Какими свойствами обладает историческая информация?
3. Каковы недостатки информации, размещенной в Интернете?
4. Звуковая информация является аналоговой или дискретной?57
5. «Пять плюс три равно восемь». Это удачная форма
представления данной информации или нет? Почему?
II. Проверка домашнего задания
1. Вызовите одного ученика к доске и попросите остальных детей задать
ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.
2. Проверьте решение задач (устно).
III Изложение нового материала
1. Свойства информации
Вспомним о том, что информация является частью окружающего нас
мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать
некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что
же это за свойства?
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано
это с тем, что (как вам уже известно) в разных науках существует свое оп-
ределение понятия информации. Соответственно и свойства информации
рассматриваются с
точки зрения каждой
научной
дисциплины. Для
информатики
наиболее важными
представляются
следующие свойства:
объективность,
полнота,
достоверность,
адекватность,
доступность и
актуальность.
Запишем все
перечисленные
свойства
информации в виде
следующей
таблицы:57
Одна и та же информация при различных обстоятельствах обладает
разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или
техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту,
которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации.
Упражнение 1 (письменно)
Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает
различными свойствами.
Пояснение:
1. Подготовьте таблицу заранее и раздайте всем учащимся (для
экономии времени на уроке).
2. Попросите во втором столбце нарисовать из присутствующих
свойств, перечисленных выше, домик. Если свойство присутствует не в
полном объеме, то фигуру рисовать не целиком, а частично.
2. Виды информации и формы представления
Информация как объект, кроме того, что обладает различными
свойствами, еще и классифицируется по видам. Таких классификаций
существует несколько. Кроме того, опять-таки каждая наука вводит свою
систему классификации. Для информатики главным является то, каким
образом информационные процессы реализуются средствами
вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая
классификация видов информации.57
Информация
Упражнение 2
Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.
Подсказка:
Источники аналоговой информации:
1. Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к тону
происходит плавно и непрерывно.
2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яр-
кость отдельных участков меняется плавно.
3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.
4. Картина, нарисованная художником с использованием большого ко-
личества оттенков красок.
5. Графики функций.
Источники цифровой информации:
1. фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Пе-
реход от ноты к ноте осуществляется скачком.
2. Монитор. Яркость луча изменятся скачком – есть луч (яркая белая или
цветная точка), нет луча (черная точка).
3. Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.
4. Компьютер.
5. Мобильные телефоны.
Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров
записать в тетрадь.
Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого
достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать
нотами) и наоборот.
В вычислительной технике такие преобразования производят
специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-
аналоговый преобразователи — АЦП и ЦАП.
И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с
помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким
образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информа-
ция может быть представлена в разных формах.
Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной
для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все
Дискретная скачкообразная
(воспринимается вычислительной
техникой)57
эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или
явлений.
IV. Закрепление изученного
Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.
V. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания: перечислите свойства информации, ее виды и формы
представления.
Уровень понимания:
Какие виды информации получают животные и растения? Приведите
пример информации и ситуации, в которой она будет наиболее адекватной.
Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со
временем изменялись свойства следующей информации: «ЭВМ — это
устройство, выполняющее вычислительные операции».
Творческий уровень:
Придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте
ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными
способами и инструментами или соответствующими программными
средствами (графическим и текстовым редактором, электронными таблицами
и др.).