Патехина Екатерина Петровна, учитель математики и информатики
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов» (Центр дистанционного образования), г.Смоленск
Тема урока: Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. История развития вычислительной техники.
Класс: 11
Тип урока: объяснение нового материала с выполнением практической работы;
Цели:
Образовательные:
1) ознакомить учащихся с техникой безопасности и гигиены при работе с компьютером;
2) познакомить учащихся с основными этапами развития вычислительной техники;
3) ознакомить учащихся с историей развития отечественной и зарубежной вычислительной техники;
Воспитательные:
1) развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; 2)развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
воспитывать информационную культуру учащихся.
Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический, практическая работа.
План урока:
Организационный момент. (1 мин)
Изучение нового материала (12 мин)
Практическая работа (15 мин)
Итог урока. Домашнее задание (2 мин)
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы урока.
II. Изучение нового материала.
Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером:
При работе с компьютером необходимо соблюдать следующие правила:
перед началом работы за компьютером необходимо слегка влажной тряпочкой удалить пыль с экрана и поверхности монитора, принтера и процессорного блока, при этом выключатель и разъем электропитания должны быть выключены;
произвести внешний осмотр устройств, шнуров питания и интерфейса;
при обнаружении механических повреждений корпусов, экрана монитора, шнуров питания и интерфейса пользователь должен незамедлительно обратиться в ремонтную службу;
при работе за компьютером нельзя пачкать клавиатуру и мышь, нельзя пачкать монитор,трогать его руками и тыкать в него острыми предметами;
нельзя прикасаться к проводам, вилкам, розеткам;
нельзя есть и пить за компьютером;
в дисковод нельзя вставлять ничего, кроме дисков;
нельзя бегать и прыгать рядом с компьютером;
при работе с компьютером необходимо соблюдать правильное положение за рабочим столом;
если в работе компьютер больше не потребуется, необходимо вернуться за рабочий стол;
по окончании работы следует отключить монитор, блок питания компьютера, принтер и др. оргтехнику, отключить разъем питания.
История развития вычислительной техники.
Презентация «История развития ВТ».
Слайд 1.
Тема урока: История развития вычислительной техники
Слайд 2.
Цели урока
Познакомиться с основными этапами развития вычислительной техники.
Изучить историю развития отечественной и зарубежной вычислительной техники.
Слайд 3.
Основные этапы развития вычислительной техники
Вычисления в доэлектронную эпоху.
2. ЭВМ первого поколения.
3. ЭВМ второго поколения.
4. ЭВМ третьего поколения.
5. Персональные компьютеры.
6. Современные супер-ЭВМ.
Слайд 4.
Вычисления в доэлектронную эпоху
Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические времена. Древнейший метод счета предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с пердметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах). Расширяющиеся потребности в счете заставили людей употреблять другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и т.д.).
Слайд 5.
Каждый школьник хорошо знаком со счетными палочками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе.
В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большинства народов — десяти) стали применять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал применяться этот метод, стал абак.
Слайд 6.
Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая — десяткам и т. д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующий разряд. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками.
Слайд 7.
По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений (денежных расчетов, задач измерений расстояний, времени, площадей и т. д.) возникла потребность в арифметических вычислениях.
Для выполнения простейших арифметических операций (сложения и вычитания) стали использовать абак, а по прошествии веков — счеты. В России счеты появились в XVI веке.
Слайд 8.
Развитие науки и техники требовало проведения все более сложных математических расчетов, и в XIX веке были изобретены механические счетные машины — арифмометры. Арифмометры могли не только складывать, вычитать, умножать и делить числа, но и запоминать промежуточные результаты, печатать результаты вычислений и т. д.
Слайд 9.
В середине XIX века английский математик Чарльз Бэббидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати.
Слайд 10.
Аналитическую машину Бэббиджа (прообраз современных компьютеров) по сохранившимся описаниям и чертежам построили энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналитическая машина состоит из четырех тысяч стальных деталей и весит три тонны.
Слайд 11.
Вычисления производились Аналитической машиной в соответствии с инструкциями (программами), которые разработала леди Ада Лавлейс (дочь английского поэта Джорджа Байрона).
Графиню Лавлейс считают первым программистом, и в ее честь назван язык программирования АДА.
Слайд 12.
Программы записывались на перфокарты путем пробития в определенном порядке отверстий в плотных бумажных карточках. Затем перфокарты помещались в Аналитическую машину, которая считывала расположение отверстий и выполняла вычислительные операции в соответствии с заданной программой.
Слайд 13.
ЭВМ первого поколения
В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычислительных машин, в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения больших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных экземплярах, стоили очень дорого и устанавливались в крупнейших научно-исследовательских центрах.
Слайд 14.
В 1945 году в США был построен ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer — электронный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина)
Слайд 15.
ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью несколько тысяч операций в секунду, последовательность выполнения которых задавалась программами. Программы писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков: 1 и 0. Программы вводились в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент, причем наличие отверстия на перфокарте соответствовало знаку 1, а его отсутствие – знаку 0.
Результаты вычислений выводились с помощью печатающих устройств в форме длинных последовательностей нулей и единиц. Писать программы на машинном языке и расшифровывать результаты вычислений могли только квалифицированные программисты, понимавшие язык первых ЭВМ.
Слайд 16.
ЭВМ второго поколения
В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения, основанные на новой элементной базе — транзисторах, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляет значительно меньшую электрическую мощность, чем электронные лампы. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.
Слайд 17.
В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Большая Электронная Счетная Машина), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.
В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах, а также алфавитно-цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений.
Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться с использованием языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и др.).
Слайд 18.
ЭВМ третьего поколения
Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могут быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имеет размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса.
Слайд 19.
ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие мини-ЭВМ производились большими сериями и были доступными для большинства научных институтов и высших учебных заведений.
Слайд 20.
Персональные компьютеры
Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем — БИС, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя.
Первым персональным компьютером был Аррle II («дедушка» современных компьютеров Маcintosh), созданный в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров IВМ РС («дедушек» современных IВМ-совместимых компьютеров).
Слайд 21.
Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами (могут выполнять несколько миллиардов операций в секунду). Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя.
Персональные компьютеры могут быть различного конструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники).
Слайд 22.
Современные супер-ЭВМ
Это многопроцессорные комплексы, которые позволяют добиться очень высокой производительности и могут применяться для расчетов в реальном времени в метеорологии, военном деле, науке и т. д.
Слайд 23.
Используя текст и таблицу, ответьте на вопросы
1. Почему современные персональны компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения?
Слайд 24.
Ответьте на вопрос
2. Почему современные персональные компьютеры доступны для массового потребителя?
III. Практическая работа
Практическая работа №1.1
Виртуальные компьютерные музеи.
Цель работы: ознакомиться с историей развития отечественной и зарубежной вычислительной техники.
Задание: В браузере посетить в Интернете виртуальные компьютерные музеи и ознакомиться с историей развития отечественной и зарубежной вычислительной техники.
Посетим в Интернете Виртуальный музей информатики школы №444 Москвы.
Запустить браузер в операционой системе Windows (например, Internet Explorer) и в поле Адрес: ввести https://schools.keldysh.ru/sch444/museum/
На появившейся начальной странице музея актиизировать ссылки.
Посетим в Итернете Виртуальный компьютерный музей Эдуарда Пройдакова.
Запустить браузер в операционной системе Windows (например, Firefox) и в поле Адрес: ввести www.computer-museum.ru
На появившейся начальной странице музея активизировать ссылки.
Посетим в Интернете Виртуальный музей фирмы Intel.
1. Запустить браузер (например, Mozilla) в операционной системе Windows и в поле Адрес: ввести https://www.intel.com/corporate/europe/emea/rus/country/ museum/history/hof/hof_main.htm
2. На появившейся начальной странице музея активизировать ссылки.
IV. Итоги урока. Домашнее задание.
Подведем итоги урока. Что нового вы сегодня узнали?
Домашнее задание: §1
Используемая литература:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Картинки в презентации взяты с сайтов:
http://900igr.net/fotografii/informatika/CHisla/012-Nepozitsionnye—sistemy—schislenija.html
http://www.tico—rantis.ru/catalog/other_products/school_supplies/counting_sticks_20_pieces/
http://www.meltybuzz.fr/google—le—doodle—d—alan—turing—galerie-304389-924132.html
http://kafinf.pi.sfedu.ru/stud_materials/Anufrienko_O_Kuznetzove_E_2011/I_pokolenie.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Intel_Pentium.jpg
http://sorucom.karelia.ru/view_thesis.html?id=280&user_id=196