ТЕМА УРОКА: Текст как форма представления информации.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
изучить и закрепить основные понятия текст, текстовая информация
углубить представление учащихся о формах представления информации;
акцентировать внимание на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации;
акцентировать внимание на смысловом аспекте текста
РАЗВИВАЮЩАЯ:
логического мышления, памяти, внимания;
расширение кругозора
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
развитие познавательного интереса
воспитание информационной культуры.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практическая работа.
ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:
1) презентация
2) рабочая тетрадь “Л. Босова. Информатика. 5 класс”.
ЛИТЕРАТУРА:
1) Босова Л.Л. “Информатика: Учебник для 5 класса”, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33
2) Босова Л.Л. “Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г., стр. 89-92.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку, садитесь!
Мы продолжаем говорить об информации.
Вспомните, какие формы представления информации вы знаете?
( числовая, символьная, графическая)
Сегодня на уроке мы расширим знания о формах представления информации, будем говорить о тексте как наиболее распространенной форме представления информации.
Откройте тетради и запишите тему урока «Текст как форма представления информации». Проведем разминку.
I. Разминка
Вспомним, что значит решить метаграммы. Нужно отгадать “спрятанное” в тексте слово. Затем в угаданном слове следует одну из указанных букв заменить другой, и значение слова изменится.
1.Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А “Ф” на “П” заменишь коль,
То превращаюсь я в знак сложения.
(Флюс – плюс)
2.С буквой “Л” – в игре в футбол
Часто слышим слово…
С “Д” уж в слове смысл не тот –
Мерой стало просто…
(Гол – год)
3.С “Д” – давно я мерой стала,
С “Т” – уж нет и выше балла.
(Пядь – пять)
II.Актуализация знаний.
Проверим, как вы справились с домашним заданием. Поднимите тетради и покажите рисунки, которые у вас получились. Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием. Перейдем к работе с карточками.
Задание №1.
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
1 вариант:1(40,20), 2(40,70), 3(70,100), 4(100,70), 5(100,20), 6(80,90), 7(80,100), 8(90,100), 9(90,80).
Соедините точки:
1-2-3-4-5.
6-7-8-9.
Вариант 2.
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами:
1(30,60), 2(60,30), 3(150,30), 4(180,60), 5(100,60), 6(100,140), 7(160,60).
Соедините точки:
1-2-3-4-1.
5-6-7.
Сейчас поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравнив рисунок на экране с вашим.
ЕСЛИ ВАШИ РИСУНКИ СОВПАЛИ С ПРЕДЛОЖЕННЫМИ НА ДОСКЕ, ТО ВЫ СТАВИТЕ ОЦЕНКУ «5», ЕСЛИ ЕСТЬ 1-3 НЕСОВПАДЕНИЯ, ТО ОЦЕНКА «4», ЕСЛИ ОШИБОК БОЛЬШЕ, ТО ПОСЛЕ УРОКА РАБОТЫ СДАЙТЕ НА ПРОВЕРКУ УЧИТЕЛЮ.
III. Изучение новой темы:
Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Одной из распространенных форм представления информации является текст. Каждый из вас имеет представление, что такое текст, а как определяется понятие «текст» в науке информатике, вы найдете в учебнике на странице 35-36. Откройте учебник, у найденных определений сделайте пометки карандашом. На работу отводится 1 минута.
(обсудить определения, повторить одному из учеников). Изобразить схему на доске и записать её в тетрадь:
Текст это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.
Таким образом, всего лишь от одного символа- запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали и чем записывали. Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.
Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
№1. задание на доске:
На доске записана текстовая информация: половинки слов. Слова разделены не на слоги. Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из 8 слов.
Мел-одия, тр-ибуна, фарт-ук, пас-та, ураг-ан, пар-ад, драк-он, гор-шок.
А теперь выполним Задание № 35 стр. 38 (3 строка)
( подробно разбираем выполнение задания всем классом)
МОРЕ- ГОРЕ –ГОРА- КОРА- КОМА- КУМА- СУМА- СУША
IV. Физкультминутка
– Я вам зачитаю текстовую информацию, которая записана на доске, а вы передайте её действиями:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Поморгаем мы немножко.
Постоим, посмотрим в окошко.
Другу руку мы протянем,
Вместе с ним за парту сядем.
V. Работа на компьютере:
№1. Инструкция: слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)
Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.
№2.
Наберите на клавиатуре буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ. Разделив его пробелами и запятыми, докажите, что оно имеет не мене семи прочтений.
Домашнее задание: Параграф 1.9, рабочая тетрадь №№ 10-12 стр.16.
№35 – стр.38(построить одну из цепочек по выбору)
Итог урока: таким образом, на сегодняшнем уроке мы углубили знания о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.
Рефлексия:
На листах бумаги начертить три одинаковые вертикальные линии – шкалы. Обозначить начало отсчета. Первая показывает количество информации, которую вы получили на уроке. На второй отметьте – какую часть от всего услышанного вы запомнили, а на третьей – какую часть сможете передать другому.
6