Конспект урока по Информатике «Текст как форма представления информации» 5 класс

Конспект урока 5 класс

Тема: «Текст как форма представления информации»

по учебнику

Л. Босова. Информатика и ИКТ 5 класс — Москва: Бином. Лаб. знаний , 2009 — 192 с.

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о формах представления информации;

  • акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации;

  • акцентировать внимание учащихся на смысловом аспекте текста.

Задачи:

Обучающая:

  • Изучить и закрепить основные понятия темы: текст, текстовая информация.

  • стимулирование интереса к теме.

Развивающая:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности;

  • развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитывающая:

  • формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;

  • Развитие познавательного интереса;

  • Воспитание информационной культуры учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Литература: 

  1. Босова Л.Л. “Информатика: учебник для 5 класса”, Москва, бином, лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33

  2. Босова Л.Л. “Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие, Москва, бином, лаборатория знаний, 2004 г., стр. 89-92.

Основные понятия: текст; текстовая информация.

Оборудование:

  • Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)

  • Презентация «Текст как форма представления информации»



План урока

Доброе утро, ребята! Все готовы к уроку? Всем доброго дня, присажывайтесь! Слайд 1.

Ребята, посмотрите на экран. Здесь записана фраза Льюиса Кэролла, автора удивитильной истории «Алиса в Стране чудес», которую не до конца стерли. Давайте попробуем прочитать это высказывание и подумаем как можно его понять в отношении информатики.

1) бегать по утрам;

2) от врагов лучше убегать, чем драться;

3) бегать, но все равно останешься на месте;

4) постоянно осваивать новые средства компьютера, чтобы не потерять достигнутый уровень. Слайд 2


Сегодня наш с вами разговор снова пойдет об информации. В качестве домашнего задания вы должны были повторить понятия прошлых занятий. Эти понятия я закодировал в виде ребусов. Необходимо их раскодировать и дать определение. (информация, компьютер) (устный опрос по данным понятиям). Слайд 3, 4

А теперь мы с вами проведем небольшую разминку. У вас на столах лежат опорные конспекты сегодняшнего урока. Давайте разберём 1 задание.

5 слайд

На слайде дублирую первое задание.

Жил в Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншотен. Это был очень искусный мастер, и его изделия не залеживались в мастерской. С тех пор прошло четыре века. В каком веке это было? (в 17 веке)

Учитель предлагает какому-нибудь ученику вслух прочитать первое задание. После этого ученики решают предложенную задачу. Кто-нибудь из них объясняет процесс решения.

Теперь ребята давайте рассмотрим второе задание на этом слайде

По соседству от дома Николя жил скупой человек по имени Ранселье. Анита – дочь этого человека – проводила все дни за пяльцами, вышивая на ткани чудесные узоры. По понедельникам Анита работала по 4 часа, по вторникам на 1 час больше, а по средам – ровно половину от часов, взятых вместе за понедельник и вторник. Сколько часов Анита работала по средам? (4 часа 30 минут)

Также кому-нибудь из учеников предлагается прочитать условие. Также задание выполняется устно. Кому-нибудь из детей предлагается объяснить процесс решения.

6 слайд

Словарная работа. Ученикам предлагается исправить ошибки в словах, связанных с информатикой и компьютером:

Редоктиравание,

оброботка,

манетор, працесор,

мышька, вывад,

хронение,

кодиравание,

праграма.

Задание выполняется в опорном конспекте. После того, как все ученики справились с заданием, необходимо провести проверку правильности написания данных слов. На экран выводится правильное написание слов, с подчеркнутыми изменения. Ученикам предлагается обменяться тетрадями и провести проверку правописания у товарища. Можно также предложить ребятам поставить друг другу оценки.

7 слайд

А теперь попробуем вместе с вами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Для этого сначала надо разгадать загадку.

Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком понятии идет речь? (о тексте)

8 слайд

Да, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о тексте. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока: Текст как форма представления информации. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (ученики дают свои варианты ответов и объясняют, что на данном уроке является текстом).

9 слайд

Что же такое текст? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Откройте страницу 35 и найдите определение. Прочитайте его про себя. Так что же такое текст (один из учеников зачитывает определение)

Текст – это одна из наиболее распространенных форм представления информации; это всякая записанная речь, любое описание чего-нибудь, любое письменное сообщение; это определенная последовательность символов.

А теперь попробуем оформить его в виде схемы.

Заполняем схему.

Скажите пожалуйста, для чего мы это с вами сделали?

10 слайд

Что же такое текстовая информация? (Работа с учебником. Кому-то из учеников предлагается прочитать информацию из учебника вслух).

Текстовая информация — это информация, представленная в алфавитно-цифровой форме.

Лучше познакомиться с текстовой формой представления информации нам поможет обучающий видеоролик. https://www.youtube.com/watch?v=ISgaHCU2gBg «Текст как форма представления информации»

Ответим на вопросы к видеоролику.

Совершим путешествие во времени и узнаем какой путь прошла письменность. Выступление Ананьевой Марии.

А что представляют собой тексты на сегодняшний день. На этот вопрос нам даст ответ Данилов Данила.

Физкульт

Минутка

11 слайд



Мы с вами славно потрудились, пора немного отдохнуть. Взята с сайта https://videouroki.net/ — Видеоуроки для учителей. Ученики повторяют движения за героем на экране.

12 слайд

Компьютерный практикум

1. Компьютерный диктант

Информация, компьютер, кодирование, монитор, процессор, программа, формат, курсор

 

2 Инструкция: записывайте только вторую букву каждого слова.  Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)

Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

4 Исправь ошибки

КРЫЩА, ПАМЫДОР, КРАКАДИЛ,   ПОРСЁНОК, САММОЛЁД, ЛОЩШАДЪ

5. Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки.

А) об оёу й тфеб оёу _______________________

Б) лпоёч — еёмф гёоёч._______________________


9 слайд

Главное на уроке:

Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.

Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.

Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.

Текст удобно создавать, обрабатывать и хранить с помощью компьютера


10 слайд

Итог урока: таким образом, на сегодняшнем уроке мы углубили знания о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.

 За активную работу на уроке получают оценки: ________________________________

Идет выставление оценок.


11 слайд

Рефлексия: Выбрать смайлик (из практической работы)



Д.з в опорных конспектах






Дополнительный материал

По адресам ячеек восстанови слово. Слово означает:

1) устройство передачи информации;

2) устройство печати;

3) систему защиты информации;

4) систему обработки графических данных.

 

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

 

Словно смелый капитан!

А на нем – горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

 

Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут … (системным)

 

По клавишам прыг да скок –

Раз-два и готово –

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот – … (клавиатура)

 

В ней записаны программы

И для мамы, и для папы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится … (дискета)

 

 

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный … (принтер)






Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Операции над высказываниями" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: