ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тексты в компьютерной памяти
ФИО (полностью) | Гордейчик Елена Ивановна | |
| Место работы | БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 109 с углубленным изучением отдельных предметов» |
| Должность | Учитель информатики |
| Предмет | Информатика и ИКТ |
| Класс | 8 |
| Тема и номер урока в теме | Текстовая информация и компьютер. Урок № 1 |
| Базовый учебник | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс. 8 кл. : Учебник .- М. : Бином. Лаборатория знаний, 2005.- 165 с. : ил.; |
Цель урока: Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.
9. Задачи:
— обучающие:
ввести понятия: гипертекст, таблица кодировки символов;
ознакомить со способами представления текстовой информации в компьютере с помощью кодировочных таблиц;
привить навыки работы в этих таблицах.
-развивающие:
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
иметь представление о способах кодирования информации;
научить находить информацию в гипертекстовом документе;
-воспитательные:
формирование навыков ИКТ-компетентности, самопроверки, умения самостоятельно находить, получать и усваивать информацию.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с компьютерной моделью
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийными компьютерами и наушниками, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | | — Здравствуйте! Все готовы к уроку? — Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке? | — Да, готовы. Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть. | 2 |
2 | Целеполагание | | Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас «Тексты в компьютерной памяти». Запишите число и тему урока: | Ученики записывают число и тему урок. | 5 |
3 | Актуализация | Презентация Способы обработки и хранения текстов[1] | В начале урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. Как мы уже знаем, компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов. 1) Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение? 2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры? — Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества файлового хранения текстов?
Выводит на экран презентацию. Посмотрите внимательно на слайд и запишите в тетрадь в чем преимущество компьютерных способы хранения текстовой информации в электронном виде. |
Ответов нет.
1)экономия бумаги; 2) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;
Записывают в тетрадь | 5 |
4 | Изучение нового материала. | Презентация Гипертекст[2]
Модель Представление текста в различных кодировках [3] | Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. С гипертекстом вы уже встречались при работе со справочной системой ОС Windows. Давайте вспомним, каким образом вы ищите информацию в бумажной книге.
Давайте определим как происходит просмотр информации в окне ОС Windows, для этого на своем компьютере откройте презентацию Гипертекст и попробуйте определить для чего необходима такая организация структурного хранения текстовой информации.
Откройте страницу 71 учебника и запишите определение понятия «гипертекст» в тетрадь.
— Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать — на экране монитора видна какая-то «абракадабра». — Ребята, как вы думаете, почему это происходит? — Пока у вас еще нет точного ответа. Давайте посмотрим и прослушаем интерактивный материал, рассказывающий о кодировании тестовой информации в компьютере. В конце просмотра выполите задание проверь себя, затем запишите определения основных понятий в тетрадь. |
Листаем бумажные страницы вручную
Открывают презентацию и пытаются выполнить переходы по гиперссылкам.
Это необходимо, чтобы связать текстовую информацию в рамках электронного окна. Записывают: «Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.»
Дети работают с моделью, при этом ведут запись определений в тетрадь, выполняют самостоятельно задание на кодировку и перекодировку текста. | 20 |
5 | Закрепление ЗУН, полученных на уроке. | | А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:
Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде «абракадабры»? — Что обозначает понятие «кодовая страница»?
— Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах? | -На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка. — Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. Соблюдается | 5 |
6 | Домашнее задание | Домашнее задание № 10 [4] | — § 13 — выучить теоретический материал, записанный в тетради; Выполните практическое задание № 10, которое находится по гиперссылке. Ответ выложите на моем блоге. — Всем спасибо за урок, до свидание. |
| 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
Тексты в компьютерной памяти
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Способы обработки и хранения текстов (N 119257) | И | презентация | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/adacb7d7-928b-451f-a5d5-d382be38ff41/view/ |
2 | | П | презентация | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/12ca3a5a-5216-49ad-ba0a-d3c3a617c4fd/view/ |
3 | Представление текста в различных кодировках | И | модель | https://fcior.edu.ru/card/9135/predstavlenie-teksta-v-razlichnyh-kodirovkah.html |
4 | Домашнее задание N 10 (N 118492) | К | Текст/Текст с иллюстрациями | https://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c2e2721-465b-44ae-ae23-a6f7d83a1468/view/ |