ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИФОРМАТИКЕ И ИКТ
9 КЛАСС
ТЕМА:
«ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ»
2013 ГОД
ТЕМА УРОКА : «ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ»
ЦЕЛИ УРОКА:
образовательная:
— формирование умений учащихся строить и исполнять циклические алгоритмы для учебных исполнителей;
развивающая:
—развитие внимания, обоснованности действий, дальнейшее формирование умений анализировать и делать вывод;
воспитательная:
-способствовать воспитанию алгоритмической культуры учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карточки, наглядное пособие.
ТИП УРОКА: ознакомление с новым материалом.
МЕТОД УРОКА: эвристический.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I)Орг. момент | Здравствуйте! Садитесь. Приготовьте всё необходимое к уроку: учебники, тетради, дневники, ручки. | Готовятся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II)Проверка домашнего задания
III)Повторение пройденного материала
IV)Объяснение нового материала
V)Закрепление нового материала
VI) Домашнее Задание
VII) Итог урок | Сейчас проверим домашнее задание, решение которого записано на доске (один из учеников до урока записывает решение на доске). Заданы три числа. Известно, что два равны между собой, а третье отлично от них. Составьте блок-схему нахождения числа, отличного от двух других.
а)Индивидуальные задания. ( Трём ученикам раздаются индивидуальные карточки) Индивидуальная карточка №1 Даны з действительных числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны и в четвёртую – отрицательные. Составьте алгоритм решения этой задачи.
Индивидуальная карточка №2 По данному словесному алгоритму решения уравнения ах=b, заполните таблицу значений при: а=0,b=0; a=0,b=0; a=4,b=7.
Индивидуальная карточка №3
Заполните шаблон блок- схемы алгоритма исследования квадратного уравнения ах2+bх+с=0 (а0)
б) Работа у доски со взаимопроверкой Задание 1(записано на доске) Дано а. Не используя никаких функций и операций, кроме умножения, получите а10 за 4 операции. Составьте алгоритм и таблицу значений при а=2.
Задание 2 Дана функция
Y= Нарисуйте график этой функции и составьте блок-схему алгоритма для вычисления её значений в зависимости от заданного х.
в) Работа с классом Учащимся предлагается разгадать кроссворд «Устройство компьютера» Задания:
Кроссворд «Устройство компьютера»
3) Какие типы алгоритмов мы уже рассмотрели на прошлых уроках. Итак, вы уже заметили, что алгоритмы, которые мы составляли на предыдущих уроках, обладают одним общим свойством: при их выполнении каждое действие совершается один раз или вообще не совершается. В жизни, однако, часто встречаются инструкции, в которых требуется один и тот же набор действий выполнить много раз подряд: «иди, пока не придёшь», «закручивай гайку, пока не завернёшь её до отказа» и т.д. Используя только развилки, такие алгоритмы не запишешь. Для этого нужна новая форма организации действий. О ней мы и поговорим сегодня на уроке. Итак, запишем сегодняшнюю тему урока: «Циклические алгоритмы». А сейчас давайте вспомним поучительную историю из «Приключений Тома Сойра» Марка Твена о том, как Том Сойр по заданию тёти Полли красил забор: «Вздыхая, он окунул кисть в ведро, провёл ею по доске забора, повторил эту операцию, проделал её снова» А теперь давайте попробуем составить алгоритм покраски забора. Допустим, что у нас есть малярная кисть и достаточное количество краски. Как же в этом случае будет выглядеть последовательность действий Тома? Ясно, что если мы соберёмся писать этот алгоритм до конца, покраску забора придётся надолго отложить. Если бы мы знали, сколько досок в заборе, мы могли бы завершить составление алгоритма, приписав нужное количество строк. Однако это долгое и однообразное занятие. Да и тётя Полли никогда не считала доски в заборе. Она просто сказала: «Будешь красить пока забор не кончится» . Сама того не зная, она воспользовалась очень распространённым способом организации действий циклом (повтором). Тогда задание тёти Полли можно записать в виде следующего алгоритма: Подойти к левому краю забора. Пока забор не кончится, повторять: Покрасить одну доску. Шагнуть вправо на ширину доски. Конец цикла. Уйти. Вообще, если действия Р1, Р2, Р3, …, Рn, т.е. действия , которые нужно повторять, пока выполняется некоторое условие Q, то тогда мы будем использовать следующую запись: Пока Q, повторять: Р1 Р2 Р3 … Рn Конец цикла. Эта запись означает, что исполнитель сначала проверит, выполняется ли условие Q. Если да, то совершаются действия Р1, Р2, Р3, …, Рn (последовательность этих действий называют телом цикла), после чего условие Q проверяется снова и т.д. Если же Q не выполняется, то исполнитель переходит к действию, записанного после команды «Конец цикла» . Видно, что слова «Конец цикла» играют здесь ту же роль, что и слова «Конец ветвления» в записи развилки. Может, конечно, случится и так, что условие Q не выполнимо с самого начала (в заборе вообще нет досок!). Ну что ж, тогда действия, составляющие тело цикла, не совершаются ни разу. Итак, Что называется циклом? Может кто из вас, ребята, попытается дать определение. Циклом (повтором) называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз ( или ни разу) до тех пор, пока выполняется некоторое условие. А сейчас давайте изобразим цикл с помощью блок-схемы.(Предложить учащимся)
Тогда блок-схема алгоритма покраски забора выглядит так:
Задания: а)Во время большой перемены проголодавшийся школьник зашёл в столовую с намерением поесть пирожков. Находившийся рядом злоумышленник тут же посоветовал уму воспользоваться следующим алгоритмом: Пока не исчезло чувство голода, повторять: Купить пирожок Конец цикла Съесть пирожок Уйти Сумеет ли школьник поесть пирожков? Исправьте алгоритм так, чтобы школьник ушёл сытым
б)Однажды школьнику задали на дом несколько задач по математике. Придя домой, он решил сначала выполнить домашнее задание, а затем пойти гулять. Злоумышленник, который снова, как назло, оказался рядом, посоветовал воспользоваться следующим алгоритмом: Пока не решены все задачи, повторять: Решить очередную задачу Пойти гулять до ужина Конец цикла Назавтра доверчивый школьник получил двойку за домашнее задание. Объясните почему.
Вопросы для закрепления:
Написать все натуральные числа от 2 до n Пока есть необведённые числа среди невычеркнутых, повторять: Среди невычеркнутых чисел обвести самое маленькое из необведенных. Из необведённых чисел вычеркнуть те, которые кратны последнему обведённому числу Конец цикла а) Выполните алгоритм при n=6,12, 100. Какие числа будут обведены после окончания выполнения алгоритма в каждом из этих случаев? б) Для решения какой задачи предназначен этот алгоритм? Обоснуйте ваш ответ.
Оценить работу класса в целом, отдельно выделившихся учеников. Выставить оценки за работу на уроке. |
алг пример 1 цел a,b,c нач ввод a,b,c если а>0 то x:=a*a иначе x:=a*a*a*a если b>0 то y:=b*b иначе y:=b*b*b*b если c>0 то z:=c*c иначе c:=z*z*z*z вывод x,y,z кон Таблица значений
алг задание1 вещ a, b, c, d нач ввод a, b, c, d b:=a*a c:=b*b d:=c*a e:=d*d вывод е кон
Ответы:
Кабель Клавиатура Магистраль Носитель Сканер Архитектура Плоттер Стример
Слово: Алгоритм Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи.
Линейные – набор команд, выполняемых последовательно во времени, друг за другом. Разветвляющиеся — алгоритмы, содержащие хотя бы одно условие, в результате которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов.
Записывают
Приводят примеры. Вариант ответа: Подойти к левому краю забора. Покрасить одну доску. Шагнуть вправо на ширину доски. Покрасить одну доску и т.д.
Приводят примеры.
Нет! Пока не исчезло чувство голода, повторять: Купить пирожок Съесть пирожок Конец цикла Уйти
Пока не решены все задачи, повторять: Решить очередную задачу Конец цикла Пойти гулять до ужина
Отвечают на вопросы
|