Урок информатики по теме «Циклы с параметрами»
Возраст обучающихся 7 – 9 класс.
Учитель информатики и ИКТ МАОУ Правдинской СОШ №2 Андросова Оксана Владимировна
Цели урока
Учебная: сформировать понятие цикла с параметром, изучить конструкцию цикла с параметром и использование данной конструкции при решении задач.
Развивающая: развитие логического мышления, развитие критического мышления.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры при оформлении задач по программированию.
Тип урока: изучение новых знаний
Используемая технология: технология критического мышления
Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, познавательная, исследовательская
Средства обучения: компьютер, проектор
1 этап. Вызов. Актуализация знаний
На доске или через проектор выводится таблица, которую начали заполнять на двух предыдущих уроках.
Ребята, в принципе, двух типов циклических конструкций, изученных на предыдущих уроках достаточно для решения любых задач. В чем их сходство? (предполагаемый ответ: циклы с предусловием и с постусловием выполняются по условию).
НО!!!! Очень часто встречаются алгоритмы, в которых необходимо просто выполнить одни и те же действия определенное количество раз. В подобных случаях применяются циклы с параметром.
Перед вами схема и таблица, которые есть у вас в тетради и которые на сегодняшнем уроке мы закончим заполнять.
Таблица 1
ЦИКЛЫ
С ПРЕДУСЛОВИЕМ С ПОСТУСЛОВИЕМ С ПАРАМЕТРОМ
Описание Условие, которое располагается после цикла. Конструкция: repiat ; ; … <операторN> until ; | Описание
Конструкция:
(заполняем на стадии рефлексии)
|
2 этап. Организация работы с новым материалом. Сохранение интереса, продвижение от знаний «старого» к «новому».
При изучении нового материала используем механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)
Этот прием используется при чтении учебника. Разделим лист на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим знать», «Узнали». Затем называем тему и предлагаем написать в первую колонку то, что они об этом уже знают после обсуждения. На этом этапе учащиеся наверняка в чем-то усомнятся. Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим знать».
Таблица 2
Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать ( заполняется на стадии рефлексии, осмысления) | |
Циклы- многократное повторение действий Числовые типы данных (целые, вещественные) Операторы цикла с предусловием, постусловием.
| Операторы цикла с параметром в Паскале Вывод результата в цикле, сколько раз работают циклы | От меньшего к большему For i:=todo; Тело цикла От большего к меньшему For i:=downtodo; Тело цикла I – параметр цикла Осталось узнать (например обучающиеся выделяют тип задач или конкретную задачу на циклы с параметром)
|
ЦИКЛЫ С ПАРАМЕТРОМ
После работы с текстом преступаем к закреплению материала
Задача 1. Написать программу нахождения суммы целых чисел от 1 до 100
Program p1;
var i,s: integer;
begin
s:=0;
for i:=1 to 100 do
s:=s+i;
writeln (‘сумма равна:’, s );
end.
Демонстрация работы данной программы через проектор.
Задача2 .Составить программу вывода на экран натуральных чисел от 1 до N в обратном порядке.
Program p2;
var i,n: integer;
begin
writeln (‘Введите натуральное число N ’);
readln (n);
for i:=n downto 1 do
writeln (‘натуральное число:’, i );
end;
end.
Демонстрация работы данной программы через проектор.
Задача3.Написать программу нахождения суммы четных чисел от 0 до N
Для решения данной задачи заполняется таблица, заранее приготовленная учителем.
Демонстрация работы данной программы через проектор.
ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ | ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ | РЕШЕНИЕ | |
| N, S, I – переменные for i:=1 to n do
| Команды, которая будет выбирать только четные числа для суммы | Program p3; var i,n,s: integer; begin writeln (‘Введите натуральное число N ’); readln (n); for i:=0 to n do i:=i+2; s:=s+I; end; writeln (‘сумма равна:’, s ); end. |
3 этап.Рефлексия. Развитие способности систематизировать, обобщать знания. На стадии рефлексии обучающиеся заполняют последние столбцы таблицы 1 и таблицы 2